Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

В распоряжение нашей редакции поступила интересная информация, которая имеет свое богатое прошлое, а возможно и будущее, имея перспективное направление в сфере Полярной авиации.

Рассказывает Валерий Георгиевич Шелковников Президент Международного  Консультативно-аналитического агентства «Безопаcность Полетов»:

«Вспоминаю, как в 60 годах прошлого века из Хатанги в поселки Кресты, Новая, Хета, Катырык, Жданиха, Новорыбная, Сындасско, Попигай, Каяк, Волочанка, на полярные станции озеро Таймырское, Портнягино, мыс Челюскин и Косистый летали Ан-2 на лыжах ( на посадочных площадках поджигали солярку в бочках для приема самолетов в полярную ночь), летом летали на поплавках».

(река Котуй, Красноярский край, 1972)

 

Работы по созданию самолёта на поплавковом шасси АН-2В начались еще в 1950 году. Первый полёт самолёт совершил 31 июля 1951 года. За штурвалом находился пилот летно-транспортного отряда завода №153 В.А. Диденко. В августе 1951 года прошли заводские испытания, а с октября по ноябрь 1951 года самолёт Ан-2В прошел Госиспытания.

После успешных испытаний развернули серийное производство самолёта уже под названием: Ан-4. Строился он в СССР и даже Польше (под обозначением An-2M - morsky). В 1954-55 гг. началась опытная эксплуатация поплавковых Ан-2В

Сегодня Ан-2В не бороздят водные просторы наших северных и таёжных территорий, но потребность в этих самолетах до сих пор не исчезла. По данным Департамента воздушного транспорта РФ на середину 90-ых только в северных районах России она составляла 250-300 машин. И до сих пор, уже в наше время, такие машины всё ещё очень необходимы в этих краях и замены им нет... а вернее не было!

 

«Ко мне обратился главный конструктор самолета ТР-301(реинкарнация Ан-2) Борисенко Сергей Георгиевич  с предложением использовать этот самолет в полярных районах России»

На фото ТР-301

Валерий Георгиевич, знаю и неоднократно слышал, что Ан-2 и его последующие модификации является своего рода уникальным творением и в области безопасности в том числе, а что говорят непосредственно авиаторы и люди имеющие отношение к ТР-301?

 

 Отзывы опытных авиаторов хорошие, отечественный  двигатель АШ-62 прошедший 15 модификаций в СССР, России  и Польше,  доведенный до совершенства, работает на автомобильном бензине Аи-95. Получен Сертификат типа на двигатель.  

Идет процесс  сертификации самолета для перевозки пассажиров. Тр-301 легче Ан-2 на 450 кг, оснащен двигателем и винтом из материалов российского производства,  дешевле зарубежных аналогов (150.000 долларов США против 1,000,000-1,200,000 долларов США), расходует ГСМ на 20 процентов меньше, чем Ан-2, пилотируется одним пилотом (с применением автопилота).

 

В настоящее время выполняются полеты и с использованием  турбовинтового двигателя М-601 

http://aviasafety.ru/9219/ 

  

Данная тематика очень интересна нашей редакции и в развитие темы нам удалось пообщаться с Главным конструктором самолета ТР-301 и задать интересующие нас вопросы.

Вопросы касались экономической целесообразности, кадрового состава, обслуживания самолета ТР-301 и его сертификации.

 

Экономическая составляющая.

Себестоимость летного часа нашего самолета во много раз меньше альтернативных вариантов доставки пассажиров: топливо 180л/часх85р/л=15 300р, + з/пл летчика 2000-3000р/час + ремонты-обслуживание 2000р/час = итого: в пределах  20 000 руб.  Думаю, в Ваших краях и Ваших ценах за год-два самолет окупится. Вертолет, наверное, окупается  лет через 15-20.
Наш самолет любой предприниматель может купить и работать на своё благо и страны. ТР-301 - это универсальная "воздушная  полуторка-Газель"

Кадры. В нашей летной инструкции, утвержденной руководством Росавиации написано, что КВС имеющий допуск к Ан-2 автоматически может управлять нашим самолетом. Разницы в пилотировании никакой. Пилотов Ан-2 в России тысячи.

Есть проблема с регистрацией самолета. В России  существует 2 способа сертификации: По Сертификату типа или как Единичный Экземпляр Воздушного Судна (ЕЭВС). Сертификатов типа  российских легких воздушных судов ни у кого нет. У Ан-2 тоже нет!? Несмотря на то, что он  самолет - труженик в течение многих  десятков лет. Наш самолет зарегистрирован как ЕЭВС. ЕЭВС может выполнять любые авиаработы и перевозки. Нельзя перевозить пассажиров за деньги. Своих работников можно. Чужих бесплатно тоже можно.
В настоящее время проходим сертификацию на получение Сертификата типа. После получения можно будет все работы, в том числе перевозить пассажиров 

Думаю полоску твердого грунта длиной 300м найти всегда можно. Посадочные скорости до 80 км/час. Колеса широченные, а зимой еще проще-лыжи. Есть возможность сделать поплавки.

 

Вполне раскрытый и понятный ответ, даже самому далекому от авиации человеку.

Просмотреть видео по данному моноплану можно здесь:

 

https://www.youtube.com/watch?v=Ebl7lC2ir24

 

Статическая экспозиция на МАКС – 2015. ТР-301

 

Полет  поршневого  самолета ТР-301 на Международном авиационном - космическом салоне (МАКС)

https://www.youtube.com/watch?v=OREIRRh8Oyc

  

 

Описание

Вид техники: Лёгкий транспорт

Летно-технические характеристики самолета ТР-301ТВ: •

Максимальная взлетная масса — 3900 кг •

Масса пустого самолета — 2400 кг •

Экипаж: 1-2 чел. •

Пассажировместимость: 9 чел •

Максимально допустимая скорость: 280 км/ч •

Максимальная скорость: 250 км/ч •

Крейсерская скорость: 190-210 км/ч •

Практический потолок: 4200 м •

Скороподъёмность: до 5,4 м/с •

Длина разбега: 400 м •

 Длина пробега: 300 м •

 Количество топлива — 1200 л •

Расход керосина на крейсерской скорости – до 180 л/час •

Практическая дальность: 1100 км

 

 

 

От редакции:

В рамках развития проектов связанных с освоением Арктики данный тип самолетов имеет полное право на существование, как историческое право, имея под собой основу опыта эксплуатации в Северных широтах,

так и экономическое, обусловленное множеством факторов, которые остаются на обсуждении заинтересованных структур.

Общая концепция комплексного освоения Арктической зоны подразумевает в том числе повсеместное и бесперебойное транспортное сообщение внутри этой зоны и за ее пределами.

Высокая стоимость авиаперелетов, практически не имеющая альтернативных средств передвижения, ставит перед государством задачи развития транспортной сети, связанного в том числе с формированием парка авиатехники, приспособленного к работе  в экстремальных условиях.

 

Самолет ТР-301 востребован. Всем необходимо воздушное судно со стоимостью летного часа 20-25 тыс. руб. на 95–м бензине.

 

Но на то они и проблемы, чтобы их решать. Авиационный сегмент в Северных регионах страны, в том числе Хатангского района должен быть ключевым и по многим параметрам одним из приоритетных направлений.

 

Где находится