Активный возраст или активная душа?

Опубликовано: 22.08.2023 14:22
Просмотров: 851

    Как приятно видеть возрастных людей, которые не покоряются возрасту, не потеряли вкус к жизни. Энергичные, мобильные, активные, имеющие цели на ближайшее время и на последующие годы. Люди, которые живут здесь и сейчас.

    Совсем недавно группа таких единомышленников, как они сами себя позиционируют, посетила Хатангу. Вернее сказать, наше село стало заключительной, финишной точкой в их длинном и длительном путешествии. Стартовали они из небольшого эвенкийского поселка Чиринда, куда путешественники прилетели из Красноярска с пересадкой в Туре. 

    Так было  угодно судьбе, что на знакомство с нашими гостями оставалось совсем немного времени – в пределах часа, после чего они улетали домой. Самолет из Красноярска уже произвел посадку в Хатанге и готовился вылетать обратно по расписанию. 

   Хотелось бы представить каждого из этой удивительной команды, но, к сожалению, не со всеми успели пообщаться. Группа из восьми человек, все красноярцы. Как сказал руководитель группы Юрий Дмитриевич Ташин, собрались люди, примерно одной возрастной категории – от шестидесяти до семидесяти пяти лет, разные по профессии, по характеру, при этом, у всех объединяющая  «одна, но пламенная страсть» - движение, путешествия, новые места. Похоже, именно о таких поется в песне: «Старость меня дома не застанет: я в дороге, я в пути!».  

   Все в прекрасной физической форме. И не мудрено: занимаются спортом с молодых лет по сей день. В команде три мастера спорта. Валерий Огнев мастер спорта международного класса по биатлону,  Павел Кормилец – мастер спорта по горному, а Юрий Ташин – по водному туризму. Более того, оба же, Павел и Юрий, заслуженные путешественники России. Хотелось бы больше узнать из географии их дорог, но времени в обрез. Павел Кормилец – дважды чемпион Советского Союза по горному туризму. 

  Тут уместно упомянуть, что Юрий Дмитриевич, помимо водного туризма, занимается еще и созданием плавсредств, имеет свою фирму. Именно на ней был изготовлен тримаран, на котором группа Ташина покорила весь свой нынешний маршрут, львиная доля которого приходится на своенравный Котуй. 

   Участники группы, действительно, из разных сфер деятельности, но все интересные, известные люди, достойные внимания и восхищения. Андрей Бочаров  пришел в группу из авиации.  Есть здесь участники из совершенно другой области деятельности: художник, профессор живописи, заслуженный работник культуры Сергей Горбатко и  академик, доктор физико-математических наук Александр Втюрин. Оба эти замечательных участника являются членами президиума Российского профессорского собрания.  Все полны впечатлений. Как поделился Сергей Петрович, он намерен написать цикл картин по итогам поездки. 

     А теперь о самом путешествии. Одна из его целей – пройти, познакомиться с маршрутом, детально описать его, чтобы будущие поколения туристов смогли их использовать и учитывать специфику. По впечатлениям участников, одна из существенных сложностей – труднодоступность территория, по которой пролегает маршрут. Само путешествие требует большой предварительной подготовки. 

 Сначала путешественникам необходимо было отправить в Чиринду груз, снаряжение. Воспользовались водным путем Красноярск-Туруханск-Тура, сначала по Енисею до Туруханска, затем по Нижней Тунгуске до Туры. Здесь весь багаж необходимо перегрузить на вертолет, чтобы доставить в Чиринду. 

 Пришлось заочно искать посредника, который бы этим занялся. Поскольку вертолет рейсовый, пассажирский, груз отправляли дозированно, частями, а это еще оттягивало время старта.  Груз отправляли частями. Наконец, он добрался до цели и нашел приют в сарае начальника вертолетной площадки в Чиринде. Весь процесс выполнялся на абсолютном доверии.  

   Из-за логистических задержек пришлось перенести время старта на двадцать дней. Этого времени вполне хватило, чтобы уровень воды в реках упал, если не катастрофически, то весьма существенно. Далее началось, собственно, путешествие. Стартовали 20 июля. Интересно, что до места старта – из Чиринды на реку Лангу, протекающей в четырех километрах от поселка, добрались на снегоходах. И это единственный вид транспорта, которому покорилась заболоченная местность. 

    Ланга показала свой характер, обнажив каменистое дно из-за спада воды. Расстояние в восемь километров реки преодолели за четыре дня, поскольку основным способом передвижения оказался волок. Добрались до Чириндахона, и уже по его более ласковым волнам двинулись к  устью, к месту, где этот приток впадает в Котуй.  

    По мнению Юрия Ташина, весь дальнейший маршрут по этой строптивой реке, можно условно разбить на три участка. В верховьях (равнинной части)   условия передвижения достаточно демократичные, спокойные. Рыба ловится хорошо, попадалась щука, язь, тугунок, окунь. 

      Средняя часть быстроходная, характерна мощными порогами и красивейшими каньонами. Река необыкновенной красоты. Сама природа создала удивительные краски скалистых берегов: белая порода сменяется голубой, красной и другими оттенками, отобразить которые по силам только природе. Впечатления необыкновенные. Природа же здесь выступила и как непревзойденный архитектор. Удивительные пещеры, гроты. Каменное кружево берегов, скальные замки удивительной конфигурации. На пляжах попадались самоцветы. 

 Воздух, свежесть, уединение. За время путешествия не встретился ни один человек. Единственное общение – километров за сто до Хатанги на Котуе путешественников остановили представители ГИМС. Документы оказались в полном порядке, продолжили путь свой беспрепятственно. 

    Мотор тримарана в тридцать лошадиных сил на среднем участке пути часто отдыхал, поскольку все пороги проходили на веслах. Здесь царство благородной рыбы –тайменя. Хотя его можно было только видеть или ловить с последующим возвращением улова в реку. 

        Третий участок (после впадения Мойеро) – разливы. Вода большая и более спокойная, величественная. И дышится широко и свободно. По берегам уже можно было наблюдать оленей, медведей.    Впечатлений через край. И все же, как подытожил руководитель группы, маршрут очень сложный. Рекомендовал бы туристам, имеющим допуск на прохождение маршрутов четвертой категории сложности.