Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

      У каждого человека есть своя заветная мечта. Одни достигают своей цели быстро, другие идут к ней в течение всей жизни. Мечта Ивана Голубчикова – побывать на четырех крайних географических точках страны. Причем, была цель добраться до них, по возможности, своим ходом.  Самую южную он посетил, будучи двадцатилетним юношей. Наша страна называлась тогда Советский Союз, а самая южная точка находилась в Кушке, сейчас это уже территория другой страны - Таджикистана. В те годы группа юношей из четырех человек, организованная Иваном, добралась до цели на двух мотоциклах.       Прошел не один год, прежде, чем Иван Голубчиков посетил следующую экстремальную точку страны – самую восточную. Ее олицетворяет  «Маяк Семена Дежнева», расположенный на мысе Дежнева на Чукотке. Добраться сюда оказалось гораздо сложнее. Группа энтузиастов после прилета в Анадырь дальше добирались до цели своим ходом: часть пути была пройдена пешком, часть – по морю на лодке.   

    Западная точка, знаменитая «Балтийская коса», расположенная  на территории Калининградской области, оказалась самой доступной. Путь туда легкий, цивильный, логистика развита очень хорошо. В этом путешествии  компанию  Ивану составила дочь.    И вот осталось покорить самую северную оконечность России – мыс Челюскина. Это путешествие, как сказал Голубчиков, самое сложное. Во всех отношениях. В свою команду энтузиастов Иван пригласил еще двух товарищей – Олега Королькова и  Владимира Фефилова, с которым прежде побывали на крайнем востоке. Все они земляки - из удмуртского города  Воткинска. Все пенсионного и  предпенсионного возраста, все в прекрасной физической форме и с твердым духом. В группе царит спокойный психологический климат и полное взаимопонимание. Путешествие  посвятили двойной теме: 280-ой годовщине со дня открытия самой северной точки Евразии Семеном Челюскиным, второй повод – 80 лет неравному бою у острова Белуха между советским кораблем «Михаил Сомов» и фашистским кораблем «Адмирал Шеер».   Путешествию в Арктику, как рассказали воткинцы, предшествовала длительная серьезная подготовка. Было решено лететь в Хатангу, а стартовой точкой  для, собственно, путешествия выбран мыс  на озере Таймыр, откуда путь до мыса Челюскина предстояло преодолеть на катамаране. Тщательно подготовили свое маломерное судно, проштудировали все отчеты по предполагаемому маршруту, пытались выяснить данные по ледовой обстановке прибрежной зоны у побережья Таймыра. Просчитали все возможные маршруты и варианты. Само собой, с повестки дня не снимали вопрос физической подготовки и многие другие.     

  Команда прилетела в Хатангу в середине июля и начала свое путешествие к озеру Таймыр.

  Первые же часы продвижения по озеру преподнесли сюрприз: катамаран с мотором, надежное, проверенное и испытанное судно село на мель. Естественно, катамаран здесь не при чем. Просто озеро настолько обмелело летом.  К тому же, путешественники попали как раз во время отлива. Пришлось несколько часов, приспособив импровизированную упряжку, тащить суденышко волоком, подобно бурлакам. Но команда была готова ко всякого рода неожиданностям, и с этой справились успешно и без паники.  Вошли в Нижнюю Таймыру. Продвижение по реке было незабываемым, с обилием впечатлений. В меру спокойная, но быстрая река уверенно пробила себе змеевидный путь между молчаливых гор Бырранга. Несмотря на то, что они считаются черными и самыми мрачными в мире (по мнению коренного населения, это ворота в ад, за которые заходить не следует), наших путешественников  они поразили своими необычными пейзажами. Во-первых, горы оказались не черными, а серыми, во-вторых, они  величественны своей мрачностью. И в-третьих, хотя их склоны не оживляют никакие яркие краски, горы просто завораживают своей уникальностью и, если угодно  – самодостаточностью. Этот рельеф не нуждается в рекламе, горы Бырранга горды и уникальны, от них веет вечностью. Да, к ним нужно прийти, увидеть, незаметно для себя превращаясь в очарованного странника.     Герои нашего путешествия назвали очарование горами Бырранга бесспорным. По их комментариям, это нужно увидеть хотя бы раз в жизни. И  сугубо в практическом плане, путешествие по этой реке обеспечивает питание: рыбалка там замечательная! Рыба попадается на крючок легко и непринужденно. Кроме отменной рыбалки,  имеется очень немаловажны фактор для туристов - обилие дров по берегам.  С костром на привале и приготовлением пищи не было никаких проблем. Нашим воткинским гостям посчастливилось увидеть и даже встретиться поближе со многими обитателями тундры. В их числе, песцы, олени, овцебыки, серые утки, гуси, чайки и другие. Несколько напряженной была встреча с волком: находясь поблизости, он созерцал путешественников в течение определенного времени.    Не прошли  и мимо исторического места: посетили известную пещеру знаменитого исследователя Таймыра девятнадцатого века Александра Миддендорфа, возглавившего экспедицию на Таймыр (Пясиду) в 1843 году. Русский путешественник, географ, зоолог, ботаник и натуралист, академик Петербургской академии наук.Именно он справедливо назвал самую северную точку Евразии мысом Челюскина. Именно Миддендорф  выделил полуостров Пясиду в самостоятельный географический регион, назвав его Таймырским. Так полуостров с его легкой руки получил имя Таймыр.  Команда Ивана Голубчикова посетила «пещеру Миддендорфа», где больной и обессиленный академик укрылся, ждал помощи и дождался. Это место отмечено памятной мемориальной доской.    Преодолев порядка трехсот километров, катамаран вышел в устье Нижней Таймыры в Таймырскую губу, в которой расположен остров Бэра. К слову сказать, рассказывая о маршруте, Иван Голубчиков просил обратить внимание будущих путешественников по этим местам на то обстоятельство, что за два часа до прибытия на остров Бэра, необходимо поставить в известность об этом пограничную службу.     Итак, дальнейший путь осуществлялся по морю. До мыса Челюскина оставалось еще полпути – около трехсот километров. Как поведали участники данной экспедиции, идиллическая часть пути осталась позади, далее их ожидали сплошные препоны: низкая температура воздуха создавала не самые комфортные условия, особенно после вынужденного «купания» в проруби. Сильные ветра и большая парусность судна обусловили серьезные затруднения в его управлении. Пришлось обходить льдины, которые наличествовали в изобилии.  Но после прохождения мыса Медвежьего возникло реально непреодолимое препятствие - прошлогодние (паковые) льды, намертво примороженные к берегу. Путешественники пытались их преодолеть. Обойти морем опасно, к тому же неизвестна общая картина расположения и площади пакового льда. Была мысль сократить путь по хорде  волоком через полуостров Оскара, но она оказалась не состоятельной.  Путешествие вынуждены были прервать. До заветной цели оставалось порядка 200 км.    Да, путешествие прервалось, но мечта – нет. Как подытожил руководитель команды, все участники  очень довольны полученным опытом. Очарованы тем, что увидели, счастливы тем, какие испытали эмоции и чувства. Проехать страну от края до края, ощутить ее мощь, ее необъятность, ее красоты – ради этого стоит жить! А самая северная точка никуда не денется. Они придут к ней.              

Где находится