Рубрика «Эта притягательная Арктика…»
Продолжаем повествование об экспедициях и людях, полярных исследователях, которые в числе первых ступили на таймырскую землю и первыми бороздили арктические воды, открывая новые земли и берега. Не все имена этих мужественных людей запечатлены в истории, многие нашли в этих широтах свой последний приют. Но они – сподвижники рискованных экспедиций и великих географических открытий, они приблизили неизведанную Арктику к России, стали ее частью. Двести, триста лет назад сделав первые осторожные шаги по незнакомой земле, они предопределили ее как родину многих последующих поколений. 1893г. – экспедиция полярного исследователя, биолога Эдуарда Васильевича Толля. Исследовал территорию между нижним течением рек Лена и Хатанга. В 1895 году представил в РГО проект географической экспедиции на реки Хатанга и Анабар. Помимо своих научный заслуг, барон Эдуард Толль запомнился современникам и потомкам как человек, одержимый мечтой и преданный ей до последнего вздоха.
А мечта состояла в том, чтобы отыскать знаменитую Землю Санникова. Будучи в якутской экспедиции Бунге в 1886 году и, находясь на острове Котельный, Толль увидел вожделенную землю воочию. Гористый остров располагался на северо-востоке от острова Котельный и своими очертаниями напоминал описанный предыдущим наблюдателем, Яковом Санниковым семьюдесятью годами раньше.
Из экспедиции ученый вернулся в 1887 в Санкт-Птербург с огромным исследовательским материалом в области зоологии, биологии, ботаники, выполнив задачи, поставленные Академией наук и РГО. Но мечта о Земле Санникова не давала покоя – найти во что бы то ни стало! Это оказалось целью всей последующей жизни великого романтика. Ученому никак не удавалось убедить Академию наук в целесообразности экспедиции. Еще десять лет ушло на исследование побережья и акватории северных морей, в том числе, моря Лаптевых. Результаты этих экспедиций были очень важны и пополнили багаж знаний мировой о многих характеристиках Северного Ледовитого океана. Земля Санникова была важна и для государства, имея стратегическое значение. Наконец, в 1899 г. император Николай II издал указ о снаряжении экспедиции на поиски неизвестного острова. Команда, набранная Толлем, стартовала на судне «Заря» из Санкт-Петербурга в июне 1900 года с намерением дойти за сезон до берегов Восточного Таймыра и там зимовать. Тяжелая ледовая обстановка не пустила «Зарю» к морю Лаптевых. Только на следующий год исследователи пришли в эти воды, намереваясь зимовать на острове Беннета. Люды остановили «Зарю» у острова Котельный. Отсюда много лет назад Эдуард Толль увидел заветную землю. Ни на север, ни на восток продвинуться судну не было никакой возможности из-за непроходимых льдов. Возвращаться в столицу без результата было не в характере полярника. С группой людей Толль выехал на собачьих упряжках на остров Беннета и достиг его. Предполагалось, что «Заря» подойдет позже, когда улучшится ледовая остановка. Льды не позволили это осуществить, судно ушло в Тикси. Убедившись, что судно не придет, Толль и его спутники вынуждены были добираться до берега самостоятельно…
Отчет об экспедиции с запиской: «Отправляемся сегодня на юг. Провизии на 14-20 дней. Все здоровы. 26 ноября 1902 г.». Это было последнее послание, написанное рукой Эдуарда Толля, великого искателя «фата моргана». Документы были обнаружены на острове Беннет спасательной экспедицией под командованием адмирала Колчака, которую снарядили в1903 году на поиски пропавшей экспедиции. Больше никаких следов и сведений обнаружить не удалось. До сих пор никто на все сто процентов не может ответить, была ли Земля Санникова, удивительный остров. Самое распространенное и самое вероятное предположение, что это оптическое явление, и никакой такой Земли в реальности не существует. Но красиво! Волнующе! Люди жизнью заплатили, чтобы потомки сделали правильные выводы. Мы уже никогда не узнаем, как все произошло конкретно. Ясно одно: мужественные исследователи погибли. Земля не найдена, но сколько легенд она обусловила, какую память о себе оставила! По сюжету поисков снят интересный фильм, написано масса научных статей.
И все же, эта тема оставляет в душе свет надежды: там, за горизонтом среди холода и вечной мерзлоты есть что-то яркое, теплое, жизнеутверждающее, зовущее на большие, настоящие дела и подвиги.