Виват патриоту!

Опубликовано: 30.06.2021 17:22
Просмотров: 2478

  Имя 65-летнего путешественника из Рязани  Виктора Атласова, наверное, известно не каждому. Но этот человек достоин того, чтобы с ним познакомиться, пообщаться, восхититься, поддержать.   Главная особенность его путешествий – они совершенно автономны: в одиночку, своим ходом (пешком, на велосипеде, на байдарке без мотора), без навигационного сопровождения, без связи, без поддержки извне. Он часто выбирает  тропы неисхоженные, за что и заслужил звание – землепроходец. 

 Второй не менее важный момент – социальная, патриотическая наполненность его путешествий. Любознательность, желание непосредственно дотронуться к природным красотам страны, ощутить гордость за ее необозримый простор и иные достояния, познакомиться с   населением разных регионов, с их хозяйственной, культурной деятельностью, с приоритетами.   В  арсенале Виктора Атласова  несколько проектов, в том числе «По родной стране».  Все  дороги – по просторам  Советского Союза, России.  При этом, Виктор Иванович с сожалением отмечает, что за долгие годы странствий по Родине он не встретил на дорогах страны ни одного соотечественника, постигающего достояние собственной страны на своих ногах. Путешествующих много, но все  - при помощи  не механического транспорта – мотоциклов, автомобилей, поездов… Зато иностранцами приветствуются  тысячекилометровые походы по нашей стране пешком, на велосипедах и даже самокатах. По словам Виктора Атласова,  дороги сводили его с гражданами, практически, всех европейских стран, особенно много их из Германии. Встретились коллеги из стран Азии, Америки и даже Африки. И все искренне выражали единодушный восторг от путешествий, от общения с русскими людьми. И вот Виктор Атласов в Хатанге. Путешественник находится в процессе осуществления большого проекта  «Полярная Россия», цель которого - впервые в истории совершить автономно одиночную экспедицию по северным территориям России от границ Норвегии до Берингова моря. С целью проекта перекликаются его задачи – наполнить мероприятие патриотическим смыслом, донести его до сознания молодого поколения,    повысить интерес к изучению Арктики.      На состоявшейся встрече с хатангчанами Виктора Ивановича буквально засыпали вопросами, на которые он отвечал четко, просто, без бахвальства и ложной скромности – объективно. Искренностью, непритязательностью, скромностью без напряга расположил к себе собеседников, не преследуя при этом  подобных целей. Это один из тех счастливчиков, о которых говорят «светлый человек». Предыдущий проект «Объять необъятную» -  уже свершившийся факт. Его целью было посещение всех 89 (существующих изначально в РФ до их укрупнения).  Атласов посетил все. Длина покоренных им дорог составляет 171 тысячу километров. Все маршруты отмечены жирной линией на небольшой карте, которая неизменно при нем. 

карта покоренных дорог Виктора Атласова

    А еще – землепроходца всегда сопровождает икона Спасителя. Она уже не новая, потертая, но главное, что Бог – в душе.  Наш гость вспоминал, как однажды во время его путешествия по Карелии, на одной из лесных дорог, на мостике через небольшую речушку, ему повстречалась пожилая женщина, вся в черном. Разговорились. Она – отшельница, живет в лесу на своем натуральном хозяйстве.

     -Один путешествуешь?

    -Один.

Старица долго и внимательно смотрела на собеседника, а потом сказала: «Нет, ты не один. С тобой –Бог».  

  Виктор Атласов – глубоко, не на публику,  искренне верующий человек. Вера помогает ему, спасает, охраняет. Как признался землепроходец, за годы странствий случались невероятные передряги. И тот факт, что удалось выйти из них живым и «даже без насморка», иначе, как чудом, не назовешь.    Чего только ни встречалось в пути! В дальневосточной тайге приходилось, к примеру, шагать по настоящей медвежьей тропе, где ни с кем нос к носу и не встретился,  кроме, как с самими хозяевами тайги. Пять раз на трассе Атласова-велосипедиста сбивала автомашина, несмотря на то, что сам ехал строго с соблюдением ПДД и только в светлое время. Бог миловал! Ни разу не пришлось к врачу обращаться. А как пришлось  при плавании в Обской губе в шторм! В течение 36 часов непрерывно, без сна, сидя в лодке,  держал ее «носом к волне», чтобы  не опрокинулась. А затем еще греб на веслах в течение двенадцати часов, пока не прибился к берегу. При температуре наружного воздуха плюс 4 и под проливным дождем! Когда добрался до берега, первые метры по земле пришлось ползти, пока не восстановились навыки ходьбы. Словом, разных приключений хватило бы на сотни путешественников.      Подробнее о сегодняшнем проекте. Он осуществляется в течение уже нескольких лет. За несколько нет  пройдено три четверти маршрута: участок от  стартовой точки до Норильска-Хатанги, небольшой участок - от Усть-Оленька до реки Лены, а также восточная часть маршрута – от реки Колымы до Берингова моря. Два оставшиеся участка землепроходец планирует преодолеть  за два сезона: Лена-Колыма – в 2022 году, а ныне Хатанга-Усть-Оленек. После прохождения этих  двух участков весь маршрут на карте превратится в одну сплошную линию.       Нынче нашему гостю предстоит преодолеть путь на байдарке по следующей водной схеме : река Хатанга- р.Попигай-р.Фомич – волок до озера Киенг-Кюель- р.Суолема –р. Анабар – устье р.Уэле, по которой вверх до точки волока. Полноценный отдых. Волок – р. Буолкалах – далее по реке Оленек до поселка Усть-Оленек. Этот маршрут составляет 1050 километров, из них, как подсчитал наш гость, 590 километров – против течения, на веслах.  Из этого поселка придется еще грести 100 километров против течения до Таймылыра, откуда путешественник предполагает добраться до Тикси, а затем вылететь на «большую землю», то есть, по его мнению, туда, откуда можно уже добраться домой поездом. 

Олени на реке Хета

    Виктор Иванович рассказывает о своих предыдущих посещениях  Усть – Оленька.  Там - могила знаменитых русских первопроходцев, участников Великой Северной экспедиции (ВСЭ), исследователей береговой линии неизведанного тогда Таймыра (Пясиды)  - Василия и Татьяны Прончищевых. 

   Из истории известно, что начало исследованиям очертаний Пясиды положил  первый поход, осуществленный в 1736 году на специально построенной дубель-шлюпке  «Якуцк»  под предводительством Прончищева. В состав команды вошла и сопровождавшая его жена - первая русская полярная путешественница Татьяна.  Вышли из устья Оленька и по морю Лаптевых - на запад.  У берегов Пясиды попали в условия сложнейшей ледовой обстановки. Финал этого плавания был печальным: от цинги умер Василий Прончищев  и сопровождавшая его жена.    По воле судьбы оказалось, что Татьяна Прончищева (урожденная Кондырева) – землячка нашего гостя - из Рязани. В 2019 году на могиле первопроходцев Виктор Атласов установил мемориальную табличку от имени Рязанского музея путешественников. В знак глубокого уважения к  первым полярникам, к их подвигу, к их великому предназначению  служения Отечеству.

  В этот раз в конце маршрута  рязанец проведает могилку. Более того, как признался Виктор Иванович, он везет с собой горсточку рязанской земли, чтобы высыпать ее на могильный холмик, с которого, в свою очередь,  планирует отвезти такую же горсть на малую родину Татьяны Прончищевой, где будет установлен полярнице бюст.

 

Стройный, поджарый наш гость уверяет, что перед поездкой специально «накапливал жир», набрав десять килограммов веса. Нынче он берет запас продуктов весьма ограниченный – по уже установившимся традициям дорожного питания, а во-вторых, из-за существующих предельных норм загрузки байдарки. На весь период путешествия (предполагается до середины сентября) – продуктовый набор составляет всего двадцать килограммов. Причем, не специализированных, как, например, для космонавтов. Обычных продуктов, только что закупленных в хатангских магазинах; крупы, соль, сахар, сухое молоко, чай, подсолнечное масло, халва. Его «диету» может повзаимствовать любой, стремящийся к похудению человек –  ежедневный рацион рассчитан по граммам и энергетике - 1500 килокалорий потребления против 6000 расходуемых. Ежедневно. Наш герой, улыбаясь, и сам удивляется: «Как хватает сил, не знаю. Но, если бы можно было, я бы вообще не ел».      Виктор Иванович признается, что проводит в пути от 3-4 до 6-8 месяцев в году. А начал свои «путевые вылазки» в раннем детстве – лет шести-семи, уходя из города надолго, возвращаясь домой к концу родительского рабочего дня.   Все городские окрестности в радиусе километров пятнадцати были обследованы еще тогда.     Будучи по профессии инженером-строителем, он до самой пенсии работал по специальности – ПМК строила жилые дома для мелиораторов в разных регионах страны.

   Пенсия у нашего гостя более, чем скромная  - двенадцать тысяч рублей.  Именно на эти деньги плюс накопленные в «межнавигационный период» средства из нее же он и осуществляет свои дорожные проекты.  Еще умудряется накопить на небольшие подарки внукам (их четверо).

      -Неужели нет никакого спонсора?

      - Меня «спонсирует» пенсионный фонд, -  шутит Виктор Иванович.

   Как комментирует наш непритязательный гость, ему хватает на тот образ жизни, который он для себя избрал. Лишь один раз он обратился в разные инстанции с просьбой спонсировать кругосветное (!!!) путешествие, которое Виктор Атласов собирался осуществить в 2003 году. Так же - в одиночку, автономно, своим ходом. В случае его удачного завершения это было бы первое такого рода путешествие (!), осуществленное нашим соотечественником. Он готовился к нему семь лет (!!!) – продуманно, активно, серьезно.   И нужен-то был всего один миллион рублей. Но не нашлось ни одной инстанции от «сильных мира сего», которая бы откликнулась. Не нашлось ни одного человека, который смог бы организовать «С миру - по нитке!». Как-то даже и не похоже это на русских.

   Да, Бог с ней, с «кругосветкой». Хотя «за державу обидно!».

    И еще вот такой вопрос не могли хатангчане обойти молчанием: «Почему в одиночку? Почему, скажем, не вдвоем?». И получили вот такой, весьма вразумительный ответ: «Одному спокойнее. Отвечаешь только за себя, принимаешь решения сам. Идешь с напарником, берешь ответственность и за него, за его жизнь. Если что-то случится, и нужно будет спасать, позвать на помощь не смогу отсутствием связи; нести товарища, у меня не хватит сил -нести его и весь остальной жизненно необходимый груз. А оставить товарища на произвол судьбы – это неприемлемо. Эффектные ночные бабочки с сайта шлюхи Керчь проститутки ждут ваших звонков.  Нужно идти либо одному, либо группой численностью не менее пяти человек».

  Виктор Атласов на берегу Хатанги

    … Рано утром Виктор Атласов  со своей миниатюрной байдаркой стартовал от берегов Хатанги по этой северной реке в направлении моря Лаптевых. Его рабочий день пройдет «до упора» на веслах, затем полноценный сон в разбитой на берегу палатке, в  спальнике, под ненавязчивый шум речного прибоя.

И так каждый день, пока не покажутся в поле зрения приветливые домики метеостанции Усть-Оленька.

 

          Счастливого пути, отважный землепроходец!

 

30.06.2021г.