ХАТАНГСКОЕ ЧУДО СВЕТА

 

    Хатангчане и гости нашего поселка имеют возможность в течение нескольких месяцев в году любоваться удивительным сооружением. Ежегодно в разгар зимы оно появляется на берегу и по мере превращения в огромный ледяной параллелепипед, становится настоящим украшением берегового интерьера величественной северной реки. Это ледозащитная дамба – уникальная, рукотворная (!!!). На сегодняшний день она единственная в мире, как утверждают портовики.

 

 

 

ЗАЧЕМ  НУЖНА ЛЕДОВАЯ ДАМБА?

 

   Преследуемая цель ее строительства  составляет не эстетический аспект, но сугубо прагматический. Значение ее для Хатанги трудно переоценить. Главное ее предназначение – защита хатангского флота от губительного воздействия реки во время весеннего ледохода – неотвратимого, сокрушительного, беспощадного. Чтобы мощное течение реки вместе со льдинами не увлекло корабли в открытое море, все плавсредства на этот период укрываются за надежной «спиной» дамбы.

 

      Сооружение такого объекта – вынужденная мера, применяемая «не от хорошей жизни». Необходимость его обуславливается тем, что в хатангском порту нет удобного природного затона, который можно было бы использовать для стоянки судов в опасные периоды. Как нет и возможности создать пусть искусственную, но постоянную защиту.

 

НЕМНОГО ИСТОРИИ.

Создание ледовой защиты впервые было осуществлено в 1939 году после образования Хатангского речного агентства, предшественника морского порта. С тех пор в создании дамбы не было ни одного «прогула» - в течение вот уже семидесяти восьми лет она строится ежегодно.  В тридцатые годы прошлого века подобные сооружения возводились и в других отечественных и зарубежных портах. Со временем такая необходимость изжила себя везде, за исключением Хатанги.  Таким образом, ледозащитная дамба, строительным материалом для которой является замерзшая вода, проще говоря, лед – это эксклюзив, который создается руками мастеров.

 

 

  КАК ОНА РОЖДАЕТСЯ ?  

    Столь романтичное сооружение в готовом виде представляет собой прозаический огромный параллелепипед длиной чуть более двухсот и шириной около тридцати метров. Высота ее соизмерима с высотой трехэтажного здания  и составляет порядка десяти метров. В качестве основания будущего искусственного айсберга используется узкий участок суши, ориентированный перпендикулярно берегу, на который из сцепленных металлических щитов устанавливается опалубка - форма будущей дамбы. В форму после установления сильных морозов из полыньи тонкими слоями постепенно закачивается вода. После замерзания первого слоя заливается второй и так – до последнего верхнего.  

  

   Строительство дамбы - процесс трудоемкий, последовательный, требующий скрупулезного выполнения выработанных годами технологических норм. Он начинается в ноябре и заканчивается к концу марта – началу апреля. Мало, кто догадывается, какого напряжения требует от создателей дамбы это большое дело. Они постоянно находятся в дежурном режиме: нужно следить за изменениями температуры воздуха, ловить моменты с самыми сильными морозами, оперативно использовать их для заливки. За кулисами остаются и бессонные ночи, и выходные дни, и праздники. Ледозащитную дамбу строят настоящие мастера, единственные в своем роде.  Работа по строительству дамбы мужская, грубая, но, тем не менее, очень нежная, тонкая, со своими секретами. Она требует не только знаний, опыта, мастерства, но главное – душевного отношения.

  

     За пять месяцев сюда перекачивается порядка 60 тысяч кубометров воды. По мере наращивания дамбы опалубка приподнимается все выше и выше. Необходимо достичь высоты, превышающей самый максимальный предполагаемый уровень поднятия воды во время паводка и ледохода, чтобы не допустить перехлеста льдин поверх дамбы. Иначе ее строительство лишено смысла. Попутно в массу искусственного айсберга вмораживается  восемь деревянных столбов, используемых в дальнейшем в качестве швартовых палов.

 

 

 

ЛЕДОВАЯ ДАМБА СЕГОДНЯ 

     На сегодняшний день дамба готова. Она стоит во всей своей красе и величии, дожидаясь своего часа. Пять месяцев упорного, кропотливого труда только для того, чтобы это хатангское чудо света осуществило свою миссию в течение каких-то  двух-трех дней.  Апрель, май и часть июня предоставят дамбе возможность понежиться и  поблистать в щедрых солнечных лучах. Но природные процессы последовательны и неотвратимы: в июне вода в реке медленно, но уверенно поднимется, готовясь к грандиозному явлению – ледоходу.

 

 

 Преддверие ледохода - очень сложный и тонкий момент. Он вынуждает портовиков быть предельно внимательными, чтобы не пропустить время, буквально миг, для передислокации всю зиму стоящих на глубине судов. Отвести их при поморщи ледоколов за построенный ледяной щит.  Это делается очень оперативно. До того, как послышится треск первой льдины, и начнется мощное шествие ледовых полей к морю. Вот здесь – ваш выход, госпожа Дамба!    Всей своей основательной массой она встанет на защиту флота. А судам, надежно укрытым за ней, как за каменной стеной, остается спокойно взирать на проплывающее мимо непреодолимой преграды скопление льдов.

 

  Пройдет несколько дней, и дамба, выполнив свое предназначение, останется не у дел. Хотя это не совсем так. Не теряя своей актуальности по сей день, это уникальное сооружение остается одной из главных достопримечательностей Хатанги. Можно бесконечно любоваться голубоватыми переливали льда этого огромного геометрического тела на фоне темных вод  реки, освободившейся от ледового панциря.

   Далее пойдет обратный отсчет: под лучами незакатного солнца дамба будет постепенно уменьшаться в размерах, пока не исчезнет полностью. Интерьер берегового пейзажа  изменится, обеднеет.  Как будто и не было ничего. Но к следующему сезону она возродится снова.  И снова будет радовать хатангчан своей миссией, уникальностью и совершенством.

 

Июнь -  2017