Дорогие северянки!

Наши самые любимые, самые душевные, самые красивые женщины!


Поздравляем с Международным женским днем 8 Марта! Этот праздник давно стал символом женственности, любви, заботы о вас! Пусть вас радует не только этот день, но и все последующие! Пусть ваша жизнь будет наполнена радостью, теплом, чудесными событиями!
Пусть каждая из вас остается настоящей ЖЕНЩИНОЙ и пусть женское счастье никогда вам не изменит!

 

______________________________________________________

 

 

Ода женщинам

О, женщины! Вы – наших дней услада,
Слепой судьбы бесценная награда.
Любимые! Богиням вы сродни.
И зря нам злые языки клевещут,
Что будто все несчастия – от женщин..,
Вы – на ша радость, только вы одни.

Да, вы порой бываете жестоки,
Решенья принимаете до срока,
Линчуя и наказывая нас.
И все же!
Ненаглядные «пантеры»,
Любимые и нежные «мегеры»,
Мы любим только раз!
И только вас!

Но впору самокритикой заняться,
А то и вправду может показаться,
Что ангел во плоти – мужской наш род.
И, ради правды, признаем бесспорно:
Ягнятами мы можем быть притворно,
В действительности – все наоборот.

Бываем мы упрямы и ревнивы,
Не сдержанны и чуточку … ленивы,
Бываем мы несносными подчас.
Покаемся! Грешны. Мы – на коленях!
Несовершенно все мужское племя –
Великодушно вы простите нас.

Вы – матери, и больше всех на свете
Вам дороги, конечно, наши дети,
Но ведь и нас вы любите – чуть-чуть:
Своих «вампиров» – лысых и лохматых,
Чуть постаревших, бедных и богатых,
Ведь очень любите, не просто как-нибудь.

Вы нам самонадеянность простите,
Но ведь для нас вы краше быть хотите,
Меняете и профиль и анфас.
И ради нас, единственных на свете,
Неделями сидите на диете
И стройными становитесь для нас.

О, женщины! Вы – наша панацея!
Пусть не слабеют узы Гименея,
Что нас связали крепче, чем канат.
О, милые, само вы – совершенство,
Желаний наших высшее блаженство,
Нам «из-под пятки» нет пути назад.

Да, видно, правду говорят поэты,
Что жить без вас нельзя на белом свете.
Вы – наше счастье, так уж суждено.
Так пусть же будет счастье бесконечным,
И пусть любовь в сей жизни быстротечной
Всегда пьянит, как старое вино!

Артур Штоль

 

Артур Кондратьевич Штоль родился 11 апреля  1938 года в Саратовской области.

В августе 1941 года немцы Поволжья были выселены в Сибирь и другие районы страны. Вместе с семьей и односельчанами в Рыбинский район Красноярского края в возрасте трех лет приехал и маленький Артур.

 

Впоследствии злая судьба бросала его в разные места. Пришлось жить и на севере Таймыра, в Хатанге.

Характеристика ученика 6 "а" класса

Хатангской средней школы

Штоль Артура

1953г.

 

В 1953 году семья смогла переехать в Киргизию к отцу, в г. Майли-Сай. Здесь Артур окончил семилетку.

Все родственники жили в Рыбинском районе, поэтому в 1956 году, как только это стало возможным, семья Артура Штоля переезжает в село Новая Солянка. Артур оканчивает училище механизации, работает в Ужурском районе. С 1958 по 1961гг. – служба в рядах Советской Армии.

Демобилизовавшись, заезжает за невестой – Идой Ляпс – в Киргизию и уже окончательно возвращается в Солянку. Затем учеба в Канском политехникуме. А дальше работа: плотник, мастер-строитель, инженер по технадзору за строительством, старший прораб ОПХ «Солянское» - вплоть до выхода на пенсию.

И на любом месте , в любой должности – честное, добросовестное отношение к своему делу, отмеченное множеством благодарностей и почетных грамот. А также большая общественная работа.

Стихи Артур Штоль начал писать еще в юности, в армии писал тоже, но большинство тех стихов не сохранилось. Серьезно же начал заниматься этим примерно с 1990 года. На протяжении многих лет его стихи печатались на страницах районной газеты «Голос времени», собирая благодарные отзывы читателей. А в 2001 году по заказу администрации Рыбинского района в Зеленогорской типографии вышел его первый сборник стихов «Порыв». Это был не только порыв, но и прорыв самобытного поэта к массовому читателю.

Еще одно пламенное увлечение А. Штоля – фотография. Его фотографии лиричны, как стихи. И на них все та же родная Природа, навеки запечатленная в сердце. Недаром же несколько его фотографий вошли в книгу очерков историй «Земля моя Рыбинская», вышедшей в 2002 году.

У А.К. Штоля – сложная и трудная судьба. Но он выстоял, нашел свое место на земле, не потерял веру в добро и справедливость, в людей.

 

Очень трепетные и добрые воспоминания о Хатанге у Артура Штоля.

Несколько фотографий из архива писателя, которые бережно лягут в 

наш архив о Хатанге:

Якан. Рыбзаводской тралбот.

 

Вид Хатангского рыбзавода с реки.

 

Семья Артура Штоля. Артур - младший.

 

На тралботе. Рыбзавод. Хатанга. Ориентировочно 1949г.

 

 

 

РОДНИЧОК

Я вижу чудо – родничок,

Что в тихом ельнике струится

Навстречу солнцу – на восток.

Здоровьем хочется напиться.

Вода в нем бликами искрится.

 

А струйки вьются из земли,

Травинки малые колышут,

Обнявшись, дружно потекли,

А звона птичьего не слышат-

Свой звон нежней и даже выше.

 

Вода прозрачна-холодна-

Хрусталь, алмазы, бриллианты.

Резвятся искры прямо с дна.

Они еще и музыканты,

А бирюзою-то как блестят!..

 

Рожденный соками земли,

Бежит ручей, скликая братьев,

Чтоб дружно с силою смогли

Красивой реченькой собраться

И морю сладостно отдаться.

 

Октябрь-март 2002г.

 

 

От редакции:

В наших руках оказался сборник стихов "В природу нить", читая который волей неволей погружаешься в атмосферу природы, чего то родного и ясного.

Образы описанные автором в своих стихах являются очень эмоциональными, живыми, яркими. 

 

Выражаем большую благодарность Артуру Кондратьевичу, желаем долгих лет жизни, крепкого здоровья, творческих успехов.

9 февраля в России отмечаются "День гражданской авиации" и "День Аэрофлота"

 

День гражданской авиации отмечается в России 9 февраля. Официальным днем рождения гражданского воздушного флота России считается 9 февраля 1923 года, когда Совет Труда и Обороны СССР принял постановление "Об организации Совета по гражданской авиации" и "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота" (ранее Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота). 

 

День аэрофлота – неофициальный и очень любимый праздник не только летного состава, но и технических работников, диспетчеров, инженеров, обслуживающего персонала – одним словом, огромного количества людей, которые обеспечивают нам безопасность и комфорт во время полета. За годы своего существования праздник, конечно же, «оброс» многочисленными традициями. В этот день награждают лучших работников авиапромышленности, людей, которые проявили профессионализм, выдержку и спасли человеческие жизни во внештатных ситуациях, дарят памятные подарки ветеранам, «благословляют» новичков. Обязательно тепло, по-домашнему, поздравьте всех, кто связан с авиацией, и вы.

 


В 1932 году был утвержден флаг гражданской авиации, введена форменная одежда и знаки различия всего персонала. В том же году гражданская авиация получила новое имя "Аэрофлот". В 1979 году Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен «День Аэрофлота».

Хатангский обзорный радиолокатор - аэродромный. Передающий радиоцентр



С поздравлением по случаю праздника к работникам и ветеранам гражданской авиации  обратился президент РФ Владимир Путин: 

«Уважаемые друзья! Поздравляю вас с профессиональным праздником – Днём работника гражданской авиации. В истории отечественного воздушного флота – немало выдающихся достижений и триумфов, блистательная плеяда учёных, конструкторов, инженеров, пилотов, специалистов, которые самоотверженно служили Родине, своим созидательным трудом прославили нашу страну как одну из ведущих авиационных держав мира. Важно, что преемственность поколений и традиций продолжается. Вижу в этом надёжную основу успешного развития авиатранспортного комплекса, укрепления его научного, технического, кадрового потенциала. Сегодня от вас, ваших знаний, компетентности, опыта – во многом зависит эффективное решение актуальных отраслевых задач, главные из которых – совершенствование наземной, аэропортовой инфраструктуры, внедрение современных технологий и оборудования, обеспечение безопасности полётов и повышение их доступности. Эта работа приобретает особую значимость в преддверии чемпионата мира по футболу, который пройдёт в России в 2018 году, других масштабных мероприятий. Желаю вам здоровья, благополучия, воплощения в жизнь намеченных планов».

Авиадиспетчер Хатангского Центра ОВД - Паршаков Леонид Семенович.

Большой профессионал своего дела.



Поздравление премьер-министра правительства РФ Дмитрия Медведева с Днем ГА России :

«Уважаемые друзья! Примите мои сердечные поздравления с профессиональным праздником. Сегодня мы чествуем всех, кто посвятил свою жизнь гражданской авиации – пилотов и стюардесс, сотрудников аэропортов и технических служб, ветеранов отрасли. Благодаря вашему круглосуточному труду и высокому профессионализму ежедневно миллионы людей имеют возможность с комфортом осуществлять перелёты в любую точку мира, преодолевать многокилометровые расстояния за считанные часы, получать почту и грузы. У вас есть ещё одна и очень важная задача. Вы участвуете в поисково-спасательных операциях, помогаете врачам добраться в труднодоступные районы для оказания помощи пациентам, доставляете гуманитарную помощь, необходимые медикаменты. И такая работа заслуживает большого уважения. Сегодня перед авиационной отраслью стоит целый ряд масштабных задач. Среди них – обновление парка воздушных судов, модернизация наземной инфраструктуры, строительство крупных пересадочных узлов. Серьёзное внимание необходимо уделять подготовке квалифицированных специалистов. И конечно – на первом месте всегда должна быть безопасность пассажиров, которые доверяют вам свою жизнь, повышение качества предоставляемых услуг. Уважаемые друзья! Мы по праву гордимся историей и традициями гражданской авиации, но гораздо важнее её завтрашний день. Ведь от эффективности вашей работы прямо зависит уровень жизни миллионов людей. Уверен, что опыт и ответственное отношение к делу помогут вам успешно ответить на вызовы времени, выполнить намеченные планы, добиться новых успехов. Желаю вам и вашим близким чистого неба, крепкого здоровья, удачи и всего наилучшего».

Заместитель начальника Хатангского Центра ОВД по управлению воздушным движением.

Круглов Владимир Александрович



Также с поздравлением к работникам и ветеранам гражданской авиации обратился руководитель Росавиации Александр Нерадько:

«Уважаемые коллеги, дорогие друзья! От имени центрального аппарата Федерального агентства воздушного транспорта и от себя лично искренне и сердечно поздравляю всех гражданских авиаторов России и наших дорогих ветеранов с профессиональным праздником – Днем работника гражданской авиации! Мы уже не можем представить свою жизнь без воздушного транспорта. Сегодня без авиации немыслимы не только стабильное функционирование национальной экономики, но и повседневная жизнь граждан и гостей России. Ежегодно наши воздушные суда перевозят десятки миллионов людей, обеспечивают своевременную доставку на дальние расстояния особо ценных, скоропортящихся и срочных грузов. Учитывая огромные просторы России, воздушные перевозки играют особую роль в районах Крайнего Севера и на востоке страны, в дальнейшем освоении и развитии этих столь важных для России регионов. Высокая скорость и безопасность авиаперевозок, свобода маневра в организации перевозок делают нашу отрасль высокоперспективной и привлекательной для потенциального потребителя транспортных услуг как внутри страны, так и за ее пределами. Глубоко убежден, что своим добросовестным трудом, любовью к небу и избранной профессии, осознанием высокой ответственности за порученный участок работы и результаты своего труда мы сумеем сохранить и приумножить то великое наследство, которое досталось нам от старших поколений авиаработников. От всего сердца желаю Вам и Вашим близким здоровья, благополучия, безопасных полетов, благоприятной погоды и чистого неба!»

ИЛ 86 в аэропорту Хатанга по метеоусловиям аэропорта Алыкель.

B

Здание аэровокзала "Хатанга". 1967г.

 

 

                                         Прощай, оружие!

 

                                                              …И нету горестнее сцены,

                                                              Чем безысходный тот дуэт –

                                                              Чем мать, что преклонив колени,

                                                              Целует каменный портрет.

 

  15 февраля 2017 года Россия отмечает двадцать восемь лет со дня окончательного вывода советских войск из Афганистана. К теме этой войны, именно этой, а не, скажем, Великой Отечественной, изначально относились неоднозначно, как в мире, так и в Советском Союзе. В то время громкое неосторожное суждение о происходящем в Афганистане могло обернуться криминалом. Матери призывников, верующие и атеисты молили бога, лишь бы не Афганистан! Прятали слезы в краешек платка.

   А сыновья, опьяненные  безудержной силой молодости,  пронизанные  крепким духом патриотизма, шли выполнять свой «интернациональный долг». Та война определила ему такое название. В воздухе витал и романтический дух неизведанных приключений, требовала выхода и применения нерастраченная молодая энергия…

 Молодые парни, прошедшие через это пекло, а ныне зрелые мужчины, «афганцы», как правило, неохотно говорят о себе, о событиях тех дней. Их можно понять: «переоценка ценностей», случившаяся с развалом Советского Союза, сформировала новое, прямо скажем, не лестное общественное мнение об афганских событиях,  задевая воевавших рикошетом, а иногда и попадая точно в цель. Но в чем же повинны люди, воины?! Они давали свою оценку происходящему, имели право на собственное мнение, но права измены Родине – нет. Солдаты выполняли приказ, свой долг перед Отечеством. Иногда по самому дорогому счету, цена которому - жизнь. И тогда эта молодая жизнь возвращалась домой в облике печально известного  «груза-200». Упоминание об этом и сейчас приводит в дрожь и сжимает душу холодом. С каким же сердцем провожали матери своих сыновей в армию?!

  А сколько из вернувшихся на родину парней остались навечно покалеченными душой и телом! Но нередко вместо понимания они могут слышать в свой адрес равнодушно-раздраженное: «Я вас туда не посылал!»  Ненужная война –  отвергнутые герои? Выбитое из колеи поколение?

 Думаю, нет оснований сомневаться в том, что в народе укрепилось правильное понимание и позиция в «афганском вопросе». Мы склоняем головы перед памятью погибших и перед мужеством тех, кто остался жить. «Афганцев» не так много, и они, разумеется, рассредоточены по всей стране. Как сложилась послевоенная судьба этих парней «на гражданке», как и чем они, зрелые люди, живут сейчас, о чем думают, о чем мечтают?

 В Хатангском поселении  проживает всего два участника военный действий в Афганистане. Сергей Федосеев – житель поселка Новая, добраться до которого не так просто. Андрей Дрокин  работает слесарем в Хатангсом МУП «ЖКХ». Я не знала, как сложится наша беседа с Андреем Валерьевичем, предполагала всякое. Но впечатление от общения осталось самое приятное. И теперь вижу свою задачу в том, чтобы донести это мнение до читателей.

      На интервью Андрей (по его просьбе называю его без отчества –«слишком официально, не привык!») согласился сразу и без кокетства. С первых слов стало ясно, что этот человек не станет юлить и запираться. На все вопросы  четко и ясно - «да –да», «нет- нет!». Такому и сам не соврешь! И «лапшу на уши не повесишь».

   Андрей рассказывает просто и легко. Родился, вырос, окончил школу в Перми. С детства серьезно занимался спортом, а именно, лыжами. Настолько серьезно, что старших классах оказалось в ущерб учебе. Но что было, то было: в «круглых» отличниках ходил только до шестого класса. Вспоминая школьные годы, Андрей удивляется: «Современные школьники зовут друг друга, выйдешь, мол, гулять? У нас не было понятия «гулять», было другое  – бегать. Пошли бегать! И бегали по два-три часа в день. Так, что тренировки занимали достаточно много времени, на качественную учебу уже не хватало». Надо думать, отсюда и хорошая физическая подготовка, подтянутость, присущие Андрею Дрокину и сейчас.

 В армию призвался в неполных девятнадцать  в прекрасном городе Алма-Ата. Этот ключевой день случился 17 октября 1979 года. Определили в погранвойска. Назначением остался горд и доволен, поскольку есть мнение, что сюда, в так называемый  «Щит Родины», отбирались лучшие – и по физической подготовке, и по морально-нравственным качествам. Новоиспеченные пограничники получили назначение в Мургабский пограничный отряд – самый высокогорный погранотряд мира. Они тогда еще не знали, что многие из них войдут в состав мобильной группы, сформированной для  выполнения специальной миссии в Афганистане. Это станет известно и случится потом.

     А сейчас они, молодые, здоровые, жизнерадостные, ехали в железнодорожном вагоне, следуя к месту назначения. В Ферганской долине, где встречаются  горные хребты, загадочные, величественные и прекрасные -Памир и Тянь-Шань. есть станция Гюльча. Там довелось им задержаться на двенадцать суток. И там впервые перед «салагами» афганская война слегка приоткрыла свое лицо – они встретили десантников, возвращавшихся с Афганистана.

    Андрей вспоминает: «Они были всего на год, на один год, старше нас, но нам казались этаким «мужланами» -  очень взрослыми, умудренными опытом, наученными жизнью. К нам они относились с некоторым высокомерием и небрежностью, не допускали никакой фамильярности, хотя мы помогали им в выгрузке-погрузке и других работах. Там же  впервые встретились с «грузом-200». Мы смотрели  на них, как на пришельцев из другого мира, и нам хотелось (и поскорей!) туда, откуда они вырвались. А выдержавшие вчерашний бой десантники небрежно бросали через губу: «Не лезьте! Пехота!»

   В Мургабе задачи новоприбывших разделились: часть из них осталась на заставе охранять рубежи Родины, из  другой половины пополнения, «из самых отчаянных», сформировали мотоманевренную группу (ММГ). Это, как объяснил Андрей, мобильная группа горного базирования. Она была предназначена для выполнения определенных локальных боевых  задач    на территории Афганистана. Пограничные погоны сменили на общевойсковые. В ускоренном темпе прошли учебную подготовку по стрельбе из разных видов оружия. Стреляли очень много, все дни напролет. Молодым воинам хотелось поскорей заняться «делом». Группа, сформирована из самых способных и сильных парней. Вообще считалось, говорит Андрей, что новобранцы-«зимники», то есть осеннего призыва, более крепкие, надежные, сильные – они доминировали в армейской службе.

   Через два месяца после призыва, 20 декабря 1979, через полгода после начала военных действий, мобильная группа пересекла границу с Афганистаном. Отряд, состоящий из ста двадцати пяти здоровых парней, полный сил, энергии, радости жизни. Все происходящее воспринималось, как захватывающий приключенческий фильм, пропитанный романтикой и суливший интересное развитие событий. Солдат разделили по группам: каждая специализировалась в определенном виде оружия, в соответствии с  максимальным его освоением новобранцами. Андрея определили пулеметчиком. Пулемет Калашникова стал его верным попутчиком в чужой стране, более, чем на два года.

   Смысл пребывания на территории Афганистана заключался в выполнении приказов. Умение стрелять использовалось по максимуму. Жили все два года в полевых условиях. Часто даже без палаток, главное – спальники. Впрочем, на бытовые условия не обращали внимания, говорит Андрей, это стало образом жизни, ко всему привыкаешь. Я люблю жизнь, говорит он, нужно уметь радоваться каждому дню, зеленому стебельку, солнечному лучу: где стоишь, там и родина твоя, там и радуйся жизни! Быт, дело третье, самое главное – была настоящая мужская дружба, взаимовыручка, было горнило, в котором обнажалось на поверку все твое нутро.  Было бы неправдой утверждать, что не было страшно. Было страшно, и очень! Были горькие проводы на Родину павших товарищей. Были разочарования в сослуживцах из-за проявленной ими слабости. Но, если тогда это осуждалось со всей силой армейского, мужского максимализма, то никто никогда не вспомнил об этом потом, никого не упрекнул позже, по возвращению на родину. Да и как винить этих мальчишек?! Многие из них и сейчас смотрят на родителей взглядом, навсегда застывшим на фото.   

    По большому счету, рассказывает Андрей, никто не прятался, никто не сбежал. Раненые после лечения в госпитале рвались и возвращались в часть, к своим ребятам. Никогда не думали о том, что убьют, что каждый день может стать последним. А я, комментирует Андрей, и вообще по жизни везучий, сколько раз был от смерти на волосок, а все – мимо, выкарабкивался. «Да и как я могу умереть, если я в своей жизни еще моря не видел?!»

   Что двигало людьми? Не задумывались. Просто выполняли приказ, отдавая интернациональный долг. Где-то впереди маячила «зация» (это краткое определение прижилось вместо громоздкого   термина – «демобилизация»), долгожданная встреча с родными. Чтобы приблизить этот миг, готовы были идти под пули.  

 

      Наконец наступил день, когда Андрей смог сказать своему, ставшему родным, пулемету: «Прощай!» 21 февраля 1982 года поредевшая группа особого назначения пересекла границу в обратном направлении. Те же солдаты, те же имена и фамилии, но люди другие! За два года они прожили огромную, емкую  жизнь.

 

    Первый город, встретивший их в своей стране – таджикский городок Хорог. Родина! За это мгновенье, когда так пронзительно ощущаешь, какая же она своя, действительно, до боли родная, как она тебе дорога, можно все отдать. «Я верю, - говорит Андрей, - в то, что землю целуют. И, если мы не сделали этого, то только потому, что каждый боялся обнаружить свою слабость. Стеснялись перед товарищами выплеснуть наружу искренние, переполнявшие нас до краев чувства.  Не надо стесняться! Разве это стыд – любить свою Родину, землю свою родную и признаться в этом?! Мы  прятали глаза, отворачивались, стараясь незаметно смахнуть слезу, черпали землю и согревали ее в ладонях, любовались ею, упивались ее запахом.  Вроде те же горы, что и остались за спиной, та же зелень, тот же воздух и те же красоты. Но эти – свои, родные! Своя вода в озере, в которое окунулись, свои люди, другая спокойная атмосфера».

    Андрей позволил себе расслабиться, только переступив порог родного дома. Это случилось 8 марта, через две недели после демобилизации. Здесь уже никто не сдерживал своих чувств и эмоций. Домой о действительном месте службы солдаты не писали. Письма шли с описанием однообразных армейских будней, о красотах чудных, удивительных гор и прекрасного города Алма-Ата. И сейчас, когда открылась истина, матери стало плохо. Бедные наши матери, все же оправданно то, что на свете существует такое явление, как «святая ложь»!

   …Постепенно с армейской колеи жизнь влилась в русло «гражданки». Было всякое. В конце концов судьба на север привела. С бывшими сослуживцами связь постепенно сошла на нет. У каждого своя жизнь, свои заботы,  но помню всех, сказал Андрей, - молодыми, горячими, такими, какими остались в памяти начала восьмидесятых.

   О своей участи Андрей Дрокин не сожалеет, не скулит. Будь выбор, наверное, повторил бы этот же путь. В любом случае, армию считает отличной, незаменимой школой.  Да, там  доброта переплетается с жестокостью, рядом соседствуют верность и предательство, трусость и самопожертвование. Именно в армии, считает Андрей, молодой человек может укрепится в выборе своих жизненных позиций; научится различать белое и черное, разбираться в людях.

   Самому Андрею это удалось. Трудно сказать, что доминирует в формировании его как личности:  армия, школьное ли воспитание или другие причины, но несомненно, он – личность, яркая и неординарная. Он не разочарован жизнью, людьми, не потерял веру в доброе, тонко чувствует прекрасное, несмотря на всю свою внешнюю грубоватость и некоторую резкость в суждениях. Он не строит заоблачных замков, но стремится к реальным целям. Он не витает в облаках, но умеет мечтать. Он не просто любит, но ценит жизнь и живет – сегодня, сейчас, сию минуту.

 

Н.Ковальчук

В распоряжение нашей редакции поступила интересная информация, которая имеет свое богатое прошлое, а возможно и будущее, имея перспективное направление в сфере Полярной авиации.

Рассказывает Валерий Георгиевич Шелковников Президент Международного  Консультативно-аналитического агентства «Безопаcность Полетов»:

«Вспоминаю, как в 60 годах прошлого века из Хатанги в поселки Кресты, Новая, Хета, Катырык, Жданиха, Новорыбная, Сындасско, Попигай, Каяк, Волочанка, на полярные станции озеро Таймырское, Портнягино, мыс Челюскин и Косистый летали Ан-2 на лыжах ( на посадочных площадках поджигали солярку в бочках для приема самолетов в полярную ночь), летом летали на поплавках».

(река Котуй, Красноярский край, 1972)

 

Работы по созданию самолёта на поплавковом шасси АН-2В начались еще в 1950 году. Первый полёт самолёт совершил 31 июля 1951 года. За штурвалом находился пилот летно-транспортного отряда завода №153 В.А. Диденко. В августе 1951 года прошли заводские испытания, а с октября по ноябрь 1951 года самолёт Ан-2В прошел Госиспытания.

После успешных испытаний развернули серийное производство самолёта уже под названием: Ан-4. Строился он в СССР и даже Польше (под обозначением An-2M - morsky). В 1954-55 гг. началась опытная эксплуатация поплавковых Ан-2В

Сегодня Ан-2В не бороздят водные просторы наших северных и таёжных территорий, но потребность в этих самолетах до сих пор не исчезла. По данным Департамента воздушного транспорта РФ на середину 90-ых только в северных районах России она составляла 250-300 машин. И до сих пор, уже в наше время, такие машины всё ещё очень необходимы в этих краях и замены им нет... а вернее не было!

 

«Ко мне обратился главный конструктор самолета ТР-301(реинкарнация Ан-2) Борисенко Сергей Георгиевич  с предложением использовать этот самолет в полярных районах России»