В Хатанге длительное время жил и работал влюбленный в Арктику человек, замечательный исследователь хатангской истории Владилен Троицкий. Ему, автору известной книги «Хатанга», хатангчане безмерно благодарны за возможность обращаться к этому изданию еще и еще, черпая, как из криницы бесценные исторические крупицы событий, имен, дат. Владилен Александрович рассказывает о предпосылках, которые привели и к возникновению поселка Каяк. В 1935 году сплавщики доставляли лес в Хатангу с верховьев Котуя. Они привезли образцы высококачественного угля, который отправили на исследование в Москву.

 

Нужно отметить, что Каяк, а чаще этот поселок все же называют Котуй по названию одноименной реки, а затем и шахты, стоит особняком в списке поселков Хатангского поселения и является самым молодым. Это шахтерское селение. Можно сказать, что история Каяка – это история угольной шахты «Котуй». Шахта, при которой и вырос поселок, полноценно функционирует с 1947 года. Но что было в предшествующие годы? Об этом чуть ниже.

Котуй
Обсуждение рациональности открытия новой шахты, 2008 г.

 

Рассказывая об этом уникальном поселке, нельзя проигнорировать особенности его географии. Он расположен южнее Хатанги, в 90 километрах вверх по течению уже упомянутого Котуя. Исток красивой, строптивой горной реки прячется далеко в предгорьях Путоранского плато. Река протекает по удивительной красоты каньонам, преодолевает множественные пороги, собирает воды с многочисленных притоков. У подножия Каяка, расположенного на крутом правом берегу – это уже мощная полноводная река. Напористый Котуй, прежде, чем соединить свои воды с тихими водами равнинной Хеты, проходит еще через один красивейший каньон, образованный скальными стенами его обоих крутых берегов. Этот участок реки, длиной в несколько километров, в народе известен под названием Котуйской трубы и пользуется большой популярностью среди любителей природы.

Сам поселок, этот уголок «таймырской Швейцарии» снискал славу северной Ривьеры - до того он живописен, загадочен и притягателен, как в зимнее, так и в летнее время. При шахте люди сумели создать для себя достойные условия для работы и быта, построив прекрасный шахтерский поселок. Кроме жилого фонда, здесь и сейчас есть все необходимое – котельная, школа с замечательным спортзалом, библиотека, здравпункт, узел связи, столовая, дом культуры, магазин, баня. Романтичный облик поселка дополняют высокие деревянные мостики переходов и оригинальный памятник – маленький паровозик, точнее, локомобиль, в свое время отдавший все свои силы на выполнение производственных заданий по выработке электрической энергии, а сейчас – одна из основных достопримечательностей поселка.

Котуй
Вид на Котуй

 

Сегодня, с прекращением жизнедеятельности шахты, уходят в подшивки архивов и данные об истории возникновения и становления шахты и поселка. Остается еще реальная возможность общения с горсточкой старожилов, которые делятся воспоминаниями. Они-то и рассказали предысторию шахты. Пласт угля, выходивший на поверхность, использовался местными жителями с незапамятных времен. На месте современного поселка было небольшое зимовье. В конце тридцатых, начале сороковых годов котуйский уголь широко использовался для кораблей. Его рубили вручную. Особенно выручало наличие месторождения в военные годы: твердое топливо возили в Хатангский залив, обеспечивали корабли, заходящие и работающие в бухте Нордвик.

Тогда же в военное время на повестку дня встал вопрос о промышленной разработке угля. Поскольку трудовых резервов не хватало, сюда привезли баржу с репрессированными. Они и строили шахту. Многие уже после реабилитации остались в Каяке на постоянное место жительства. Старожилы вспоминают рассказы о том, как создавались семьи в поселке. Это удивительное неординарное решение было продиктовано реально сложившимися условиями и потребностями, требующими разрешения. Строящийся поселок возводился руками мужчин. Женщин здесь практически не было – если и были немногие, то замужние.

Поскольку мужскому населению было предписано провести здесь не один год, дали возможность обзавестись семьями. Для этого опять же на барже привезли женщин, тоже из заключенных, говорят точно в соответствии с количеством мужчин. Дорогих гостей встретила шеренга холостяков. Каждому досталась долгожданная суженая из шеренги женской. Самое удивительное в этой истории, как рассказывают старожилы, что созданные, буквально, по приказу семьи оказались крепкими, не было ни разводов, ни передряг.

Когда мы слышим о шахте, в нашем представлении возникают островерхие терриконы. Ничего такого на котуйской шахте нет. Здесь – штольни. Особенность шахты в том, что она – практически горизонтальна, а угольный коридор ведет вглубь пласта параллельно земной поверхности. Добываемый уголь, кстати, высококалорийный, складировался тут же на берегу реки. В пятидесятые годы шахта «Котуй» начала поставлять твердое топливо на удовлетворение энергетических потребностей Хатангского района. Котуйским углем пользовалась и Волочанка, это Дудинский район, но поселок расположен на реке Хета, и удобнее и рациональней всего обеспечивать его топливом котуйской шахты.

В Хатангском районе действовала целесообразная транспортная схема обеспечения поселком углем, выработанная и выверенная годами. Весной только-только пройдет ледоход, а Котуй и Хатанга освободятся ото льда, пароходы Хатангского морпорта уже тут как тут – у причала Каяка. Необходимо было срочно развести уголь в поселки южного куста, чтобы успеть по большой воде. Первым делом - караван на Волочанку, затем Катырык, Хета, Новая, расположенные на берегу Хеты. Чем больше вывезут водой, тем меньше останется на зиму, когда недостающий уголь приходилось доставлять из Каяка на крупногабаритный автомашинах по зимнику. Тем временем освободится ото льда путь и в поселки северного куста – Жданиху, и самые отдаленные: Новорыбную, Сындасско, Попигай.

Говоря о шахте «Котуй» невозможно обойти вниманием человека, которого помнят и почитают не только в Каяке, но во всем Хатангском поселении и на Таймыре. Человека, смыслом всей жизни которого была шахта «Котуй». Более сорока лет, с 1967 года вплоть до своего ухода из жизни отдал любимому своему детищу Шевцов Николай Павлович, горный инженер, а с1975 года – бессменный ее руководитель, генеральный директор ОАО «Шахта «Котуй». Способности человека, его талант, характер проявляются в экстремальных ситуациях, требующих максимальной отдачи и предельного напряжения сил. Николаю Павловичу пришлось работать в тяжелое время – в эпоху перемен. Несмотря на огромные экономические трудности, Шевцову удалось удерживать шахту «на плаву».

Как рассказывал Фокин Николай Андреевич, отработавший руководителем Хатангского района не один год, шахта имела для района огромное жизнеобеспечивающее значение. Здесь много плюсов, в частности, шахта рядом с потребителем, качественный уголь, обеспеченность рабочими местами. В течение не одного десятка лет шахта «Котуй» полностью обеспечивала потребности района в топливе в объеме 50-60 тысяч тонн, а в «урожайные» годы добывали до 70 тысяч тонн. Буквально в последние годы истощенная шахта сдала свои позиции, и недостающий уголь для обеспечения поселениязавозился с Кайеркана и Якутии.

В настоящее время над судьбой поселка Каяк висит огромный вопрос. Списочный состав населения составляет 154 человека. Шахта «Котуй» себя исчерпала. В течение многих лет руководителями Хатангского района, а затем поселения и руководством шахты доказывается обоснование целесообразности открытия шахты «Котуй-Новая». В пользу открытия шахты проведена огромная результативная работа, но точки над и ставить рано. Вырастет ли новая шахта? Возродится ли на хатангской земле профессия шахтера, одна из самых трудных и мужественных на земле? Сбудется ли шахтерская мечта о добыче топлива в новом забое? Будет ли стоять у причала очередь кораблей, ждущих загрузки черным котуйским золотом? Возродится ли производство, обеспечивающее нас, жителей сурового северного края тем, что больше всего ценится в Арктике – теплом? Будет ли возрождаться и крепнуть некогда цветущий поселок? На все эти и другие вопросы котуйцы и все поселение ждут ответа, надеясь, буквально на чудо.

 

14.06.2010г. Н.Ковальчук

 

 

Где чаечный крик, где чаечный крик,

Ты ждешь меня долго, родной Катырык,

У самой воды, у самой воды

Стоишь под лучами полярной звезды.

Ольга Вербицкая

 

Поселок Катырык расположен в двухстах километрах юго-западнее Хатанги – это заключительный населенный пункт южного куста поселения в череде поселков, расположенных на реке Хета. Лес, окружающий поселок, здесь особенно богат. Как видно, этому способствует не то, что каждый градус – каждая минута географической северной широты, которая в Катырыке южнее, чем у всех его собратьев. Здесь и лиственницы выше, зеленее и пышнее, и кустарник гуще, и брусника крупнее. Северяне (в данном случае жители Сындасско, Новорыбной), по воле случая попадающие в этот южный поселок, чувствуют себя на берегах Хеты дискомфортно: «Из-за вашего леса здесь дышать нечем! Воздуха не хватает». Так воспринимают лесную благодать северяне, которые родились и выросли на бескрайних тундровых просторах, где в безлесном пространстве глазу не за что зацепиться. Где необозримая, граничащая с морем даль плавно переходит в горизонт. Вот и кажется, что только там они могут дышать полной свободной грудью.

Катырык
Конкурс дворов в Катырыке

Но катырыкские жители издавна использовали дары леса, как в обиходе, так и в художественных промыслах. Именно природа, лес всегда являются вдохновляющим началом для художников и резчиков по дереву. Кроме трав, грибов, ягод и дичи, лесной массив давал им и топливо. Сухостой собирали и заготавливали летом. А весной, после паводка, всем поселком дружно брались за заготовку плавника, который вошедшая в берега река, щедро оставляла после ледохода. До начала добычи угля на шахте «Котуй» дрова были единственным источником топлива. Местный лес также надежный строительный материал. Трудно найти крепче северной лиственницы, скажем, для сооружения дома.

 

 

Катырык возник на месте станка Налтаново. День поселка приурочен ко Дню коренных малочисленных народов Севера и отмечается 9 августа. Отсчет своей истории Катырык ведет с 1936 года. Именно тогда на базе созданного ранее экспериментального оленесовхоза образовались две оленеводческие артели. В 1938 году они были преобразованы в колхоз имени Ленина. Катырыкцы помнят имя первого его председателя - Бетту Степан Ильич.

С возникновением колхоза началось интенсивное строительство жилых и служебных домов в поселке. Причем, строили их из местной долговечной лиственницы. Война притормозила строительство, но в ближайшие послевоенные годы поселок имел десяток новых двухквартирных жилых домов, баню, склад и другие необходимые капитальные здания. Для кочевого населения, не имевшего ранее постоянной крыши над головой, это было значимой вехой.

Катырык зимой
Зимняя дорога

 

Война наложила свой отпечаток на этот маленький поселок. И Катырык провожал мужчин, уходивших в действующую армию. А те, кто остались, работали до седьмого пота. Северяне вообще не терпят праздности. Как правило, к труду приучаются с детских лет. Активно использовался детский труд и в военное время. Пользуясь наличием материала, массово из прутьев плели корзины для рыбы. В них загружали улов для отправки на фронт.

Летопись поселка рассказывает, что до начала шестидесятых годов прошлого века Катырык входил в состав Авамского района. В 1961 году произошло объединение трех мелких колхозов, территориально находящихся недалеко друг от друга: «Родина» (станок Боярка), колхоз имени Крупской (станок Карго) и имени Ленина (поселок Катырык). Вновь образованный объединенный колхоз с центральной усадьбе в Катырыке получил название «Знамя Ильича». С этого времени поселок вошел в состав Хатангского района. В дальнейшем хозяйственный статус поселка несколько раз реорганизовывался: то колхоз, то отделение совхоза «Хетский», а в последние годы перед перестройкой он был самостоятельным совхозом «Катырыкский».

Катырык
Дары леса

 

Основные отрасли совхоза, в общем, не отличались от других: оленеводство (до 1980 года), пушной и рыбный промыслы, звероводство. И все же, в отличие от других совхозов, в Катырыке добыча дикого северного оленя (ДСО) получила приоритетное направление в хозяйственной деятельности. Этому способствовало географическое положение поселка: он оказался на пути интенсивных миграционных движений северного оленя. Миграции же послужили и основной причиной отказа от оленеводства: в период своего перемещения дикие олени массово вклинивались в стада домашних и уводили их безвозвратно в тундру.

Добыча дикого оленя происходила очень рационально, успешно и в больших количествах. Создавались бригады по отстрелу и заготовке мяса ДСО. Они располагались стационарно на миграционный период оленя в местах с удобными переправами: именно там животные переплывали реку. Для хранения мяса были построены мощные вместительные мерзлотники, некоторые из них используются до сих пор.

Катыр
Олень

 

Если говорить об особенностях поселка, то одна из изюминок Катырыка – наличие в его округе известняковых пород. Жители поселка обжигали добытые кирпичики, а затем гасили. Гашеную известь в течение многих десятков лет использовали для побелки жилья.

 

Катырык – поселок долганский. Из 342 жителей 330 – долганы. Часть населения занята в бюджетных организациях. Здесь есть начальная школа, ФАП, СДК, библиотека, а также почта, ДЭС – все, как у всех. Значительная часть жителей имеют статус кочевых. Мужчины занимаются промыслом рыбы и мяса. Семнадцать человек объединены общей деятельностью в сельскохозяйственном кооперативе «Катырык». В 2009 году в поселке появилась два новых объекта: великолепная вертолетная площадка и здание дизельной электростанции.

Библиотека в Катырыке
Библиотека в Катырыке

Жители поселка живут дружным коллективом: общие трудности, общие праздники. Примерно половина населения – дети и молодежь до тридцати лет. Известно, что в Катырыке очень сильная активная молодежь

Как отмечает начальник территориального отдела поселка Эльза Пюрбеева, молодежный коллектив - надежный помощник, группа, на которую может опереться и администрация поселка, и общественные организации. Председатель молодежного поселкового центра (МПЦ) «Возрождение» – Андрей Сотников, вокруг него сплотилось человек пятнадцать самых активных ребят и девушек. Они стараются сделать жизнь поселка оживленной, интересной, со смыслом.

Молодые люди активно вникают во все сферы социальной, культурной, общественной поселковой жизни. Активно помогают престарелым, борются за чистоту и порядок в поселке. Успешно организовывают для земляков время досуга. Вокруг молодежного актива концентрируется не только молодежь, но и все сельчане.

Конечно, Катырык – это глубокая провинция, изолированная от внешнего мира. Но нет худа без добра - это обстоятельство способствует развитию творческих, альтруистских и других качеств людей, если они не равнодушны к окружающим и к самим себе. И будни, и праздники они устраивают сами.

Катырык
День молодежи

 

Артистичные возможности катырыкской молодежи известны всему поселению. Неоднократно ребята выезжали с концертами в другие поселки, в том числе, в Хатангу. В их творческих представлениях аккумулируются авторские способности сценаристов, режиссеров, исполнителей. Остроумное выражение злободневных тем, фантазия, художественный вкус – их союзники. Зрительные залы самозабвенно аплодировали Виталию Римкусу, Андрею Сотникову, Дмитрию Еремину, Елизавете Сотниковой, Григорию Еремину и другим самодеятельным артистам.

Активности и интереса к делу им не занимать.

Катырык
День рыбака

 

Свои творческие таланты ребята проявили и в создании молодежных юмористических видеофильмов «Ералаш», участвуя в конкурсе видеофильмов, как на уровне поселения, так и в районном. Катырыкцы - неоднократные лауреаты конкурсов, а во многих номинациях – победители.

За пределами своего поселка ребята демонстрировали свои достижения не только в песенном, танцевальном и драматическом творчестве, но и лучшие образцы традиционных занятий: вышивки, изделий их меха, кожи, изготовления национальной одежды и других предметов декоративно-прикладного искусства, авторами которых являются их земляки, замечательные мастера.

День Победы в Катырыке
День Победы в Катырыке

А проблемы? Проблемы, конечно, есть, они общие для всех северян. Жители Катырыка живут с надеждой и верой на постепенную их развязку.

Катыр
Помощь пенсионерам и инвалидам

10.03.2010 Н.Ковальчук

 

Фото Александра Пюрбеева

Жданиха

Если сесть в Хатанге на пароход и взять курс на северо-восток, вниз по течению реки, то через тридцать километров пути из-за мыса вынырнет Жданиха, с огромной дверью ледника на переднем плане. На высоком правом берегу реки облюбовал когда-то кочевой люд место для стойбища – сюда возвращались с севера перед зимними холодами – зимовать в более южном районе.

Жители поселка Жданиха не могут назвать точную дату возникновения своего поселка. Но в одном из выпусков рубрики «Краевед» газеты «Красноярский рабочий» есть сообщение автора В.Васильева, которое изначально было опубликовано сто лет назад, а именно 12 января 1908 года в Санкт-Петербургском издании «Сибирские Вопросы». Исследователь, воссоздававший историю продвижения русских на Север, в своей статье упоминает о селении с названием Жданиха как о поселке, в котором «когда-то зарождалась жизнь с более высокой культурой, чем окружающая ее …, но сейчас царит полное запустение. И только по зимам в Жданихе живет всего одна семья». Таким образом, можно предположить, что этот поселок родился гораздо раньше 1908 года.

Жданиха
Вид на Жданиху

Прошли века, стойбище превратилось в поселок. Амфитеатром открывается к реке, с расположенными на террасах склонов одноэтажными домиками. Аккуратный, на фоне невысокого заполярного леса, поселочек выглядит очень уютным. Многие ситуации, кажущиеся в большом селении обычными, здесь приобретают значение яркого запоминающегося явления. Например, прибытие теплохода или прилет вертолета, да что там говорить – появление нового человека в поселке – событие.

В архивной справке значится дата образования поселка – 15 апреля 1942 года, со времени, когда было принято правительственное постановление о всемерном развитии рыбной промышленности в бассейнах рек Сибири и Дальнего Востока. От этой даты Жданиха и ведет свое официальное летоисчисление. В действительности, как уже сказано выше, летопись этого славного поселка начинается задолго до означенной даты. Правда, до нее сельчане жили чуть подальше от места расположения современного поселка в стойбище, которое называлось Ново-Летовье. Здесь проживало местное население и переселенцы – репрессированные, люди которые вошли в историю поселка, стали ее неотьемлемой частью. В сороковые годы прошлого века на базе Ново-Летовья был организован колхоз имени Молотова, в состав которого помимо коренного населении входили и переселенцы. В 1942 году селение было перенесено на место современной Жданихи. Колхозники занимались домашним оленеводством, рыболовством, охотой. Были организованы бригады из местного населения и бригады из числа переселенцев, где бригадиром была удивительная женщина, которую старожилы помнят до сих пор – Диль Юлия Андреевна. Позже она работала в Хатанге заведующей коптильного цеха рыбозавода.

По свидетельству старожилов, все жили и работали очень дружно. Первым и очень толковым, успешным председателем колхоза «Заря» (так переименовали колхоз им.Молотова) стал немец Вервейн Карл. В эти годы коренное население больше занималось традиционными видами деятельности, а переселенцы – в основном, заготовкой грибов, ягод. На склоне холма разбили огород, выращивали овощи. Коренные северяне впервые увидели, как растет картошка, морковка, лук.

В 1959 году колхоз «Заря» получил имя Ленина. Его председателем стал уроженец поселка Портнягин Трифон Ильич, депутат Верховного Совета РСФСР. Со временем в поселке появились почта, магазин, пекарня, звероферма, где разводили красавиц черно-бурых лисиц, затем песцов.

 

В семидесятые годы развитие народного хозяйства идет полным ходом, колхоз имени Ленина- в числе передовых. Работает несколько оленеводческих бригад, охотбригад, занимающихся заготовкой пушнины; производился забой домашних оленей – на этих работах было занято почти все трудоспособное население.

В 1975 году на базе колхоза образован совхоз «Центральный», продолжается расцвет совхозного хозяйства и поселка. Первый председатель Афанасий Спиридонов. Затем Мария Николаевна Дацюк, Анна Ивановна Лаврещук, которые внесли большой вклад в развитие совхоза. В 80-е годы на должность назначается Богомольный Анатолий Львович. На эти годы приходится апогей расцвета поселка. Широко развернулось строительство объектов соцкультбыта, жилых домов. Введена в строй пошивочная мастерская, начальная школа, кирпичное здание электростанции, СДК на 100 мест, детский сад, здание администрации. Завершено строительство бани.

Не так давно, четверть века назад, рассказывает начальник территориального отдела поселка Надежда Чуприна, поселок славился как успешный звероводческий совхоз: здесь выращивали самых пушистых, самых красивых на Таймыре, редких в звероводстве вуалевых голубых песцов. Хозяйство в постсоветские годы развалилось, материально-техническая база разрушена, но опытные звероводы в поселке еще остались. Надежда Константиновна надеется, что с помощью целевых программ можно возродить песцовое хозяйство и былую славу своих земляков.

Анатолий Львович и сегодня трудится в Жданихе. Он - руководитель производственно-рыболовной артели, где работают сельчане. Люди ловят рыбу – это надежный кусок хлеба. Но до сих пор остается общая для всех северян проблема надежного рынка сбыта и твердых цен за рыбную продукцию. Поэтому рыбаки возлагают большие надежды на минизавод первичной переработки мяса и рыбы, строительство которого в Хатанге поддержали и краевые власти.

Жданиха
Вид на Жданиху

 

Населения в поселке всего двести пятьдесят человек, в основном, долганы, но есть несколько человек нганасан и русских. По данным начальника поселкового территориального отдела в Жданихе насчитывается 131 человек трудоспособного населения. 22 из них трудятся в двух сельскохозяйственных предприятиях – ПРА «Центральный» и община «Барак». Часть жителей Жданихи – работники бюджетной сферы. Имеется здесь детский сад, расположенный в одном здании с начальной школой. Сельский клуб, библиотека, почта, магазин, ФАП (фельдшерско-акушерский пункт), дизельная электростанция – вот основные мини-инфраструктуры, обеспечивающие занятость. С работой, как и в любом другом поселке, пока проблематично, безработные есть, но изменить свой статус они вряд ли смогут в обозримом будущем. 23 человека имеют статус кочующих.

В поселке работают общественные организации: женсовет, первичная организация КМНС, общественная административная комиссия, молодежный поселковый центр «Единство».

Жданиха
Вид на Жданиху

 

Интересная историческая деталь – один из элементов «визитки» этого поселка. Жданиха стоит на высоком берегу в лесу, «лицом» обращена к реке, и домишки разбежались на разные уровни, в зависимости от высоты склона, на котором нашли приют. Глубоким с крутыми боками оврагом отделяется жилая часть от кладбища. Но кладбище есть и посреди Жданихи. Здесь не хоронят уже лет шестьдесят-семьдесят. Молчаливая память о захороненных - одна из достопримечательностей поселка, отражающая исторические процессы, происходившие в стране, докатившиеся таким эхом в этот глухой северный уголок. Кладбище называют немецким, поскольку здесь похоронены репрессированные немцы. Но память старожилов предает из уст в уста рассказы о том, что лежат здесь и латыши, и литовцы и люди других национальностей – жертвы суровой довоенной сталинской эпохи. Сюда они были сосланы, здесь жили, здесь умирали. И оставили большой, хороший след в душе и памяти коренных северян.

Жданиха
Вид на Жданиху

 

Нет здесь ни надгробных памятников, ни надписей. Кто, где похоронен, никто не знает и не узнает, видимо, никогда. Но, отдавая дань уважения и сострадания некогда живущим здесь поселенцам, жданиховцы огородили кладбище забором, покрасили. Чтобы никто, даже собаки не забегали сюда, не гадили, не тревожили. Деревянные покосившиеся кресты теряются в гуще разросшегося кустарника и сливаются с природой. Вот такой островок покоя, который долгане, по не писаному закону, почитают, как святыню. Тишина, чистота, умиротворенность.

 

 

23.06.2010г. Н.Ковальчук

 

 

Как считают историки, своим рождением Хатанга во многом обязана Мангазейскому морскому ходу. Острог Мангазея, построенный в начале семнадцатого столетия на реке Таз, стал опорным пунктом движения землепроходцев на восток. В восемнадцатом веке в низовьях реки Хатанги базировались отряды Харитона Лаптева и Семена Челюскина, о чем свидетельствует запись на памятнике в центре Хатанги. По архивным данным датой рождения села Хатанга и датой присоединения Хатангского края к России считается год 1626, когда было создано первое русское поселение в форме государственного ясачного зимовья.

Исторической достопримечательностью села является Свято-Богоявленский, самый северный в мире православный храм. Он является преемником самой первой на Таймыре Богоявленской церкви, возникшей на высоком мысу на рубеже семнадцатого и восемнадцатого веков – время начала принятие христианства кочевыми народностями, что способствовало их этнокультурному сближению с русскими. В нынешнем 2010 году храм отмечает свое 305-летие.

Свято-Богоявленский храм
Свято-Богоявленский храм

Сама Хатанга – небольшое многонациональное село с населением около трех с половиной тысяч человек, в основном, долганы, русские, украинцы, а также представители многих других народов. В остальных девяти поселках в общей сложности проживает примерно столько же населения. Это, казалось бы немного, но исторически так сложилось, что по значимости в жизни России Хатанга всегда занимала уникальное место, являясь важнейшим форпостом на северных границах страны. Она всегда была и остается столицей Восточного Таймыра.

Сегодня Хатанга – центр сельского поселения, полностью благоустроенное село с современными инфраструктурами. Каждое из предприятий, учреждений имеет свою славную историю развития. Апогей расцвета приходится на годы 60-80-е, когда стабилизировалось авиасообщение, получило развитие торговое судоходство, заработали геологоразведочные экспедиции. Хатанга - значимый научно-культурный и деловой центр Восточного Таймыра. Здесь проводились уникальные биогеографические исследования, объединяющие ученых не только России, но и всего мира.

ДМШ
Детская музыкальная школа

На сегодняшний день наиболее крупными предприятиями остаются: морской порт, полярная геологическая разведывательная экспедиция, аэропорт, предприятие жилищно-коммунального хозяйства, электростанция. В Хатанге имеется обосновапвшаяся в новом красивом здании больница с поликлиникой, прекрасно работают учреждения образования: две общеобразовательные школы, в том числе школа-интернат, три детских сада, детская спортивная и музыкальная школы, Центр дополнительного образования. В селе функционирует два сбербанка, почта, отделение электронной связи, старейшая на Таймыре метеостанция, учреждение гидрографической базы, отделение милиции, три гостиницы, сеть магазинов, открывшийся совсем недавно ресторан «Хатанга».

Музей мамонта в Хатанге
Музей мамонта

Научно-исследовательской деятельностью занимаются сотрудники Таймырского заповедника. Хатанга может похвалиться несколькими музеями. В их числе, Музей природы и этнографии, литературный музей Огдо Аксеновой, уникальный Музей холода, оборудованном в огромной ледовой пещере. Здесь собрана уникальная богатейшая коллекция костей и бивней древних животных, в частности, мамонтов. В течение нескольких лет собранные экспонаты используются учеными разных стран для исследований. Хатанга – основной культурный центр на востоке полуострова. Работает две библиотеки, Дом культуры. Кроме того, большую работу по сохранению и пропаганде культуры народов Севера ведут Центр народного творчества, Музей природы и этнографии, музыкальная школа. Славится своим творчеством ансамбли «Чокуркан».

Хатанга всегда была центром развития сельского хозяйства, поскольку проживающее здесь население издавна занималось исконными промыслами кочевых народов Севера. Это охота, рыболовство, в советское время получило развитие оленеводство и звероводство. Постепенно кочевой образ жизни сменился оседлым. В годы советской власти успешно работали 9 совхозов, перестроечные преобразования превратили их в ГОУСП. В настоящее время сельское хозяйство представлено артелями и личными хозяйствами.

Хатанга в своей исторической поступи, как и район, край, страна, переживала и годы расцвета, и времена не самые лучшие для нее.

В перестроечные годы Хатанга тоже прошла через многие испытания. Но выстояла и выжила. В этом большая заслуга и населения, и ее руководителей Фокина Николая Андреевича, Поротова Севостьяна Николаевича, которые много сил отдали укреплению района, будучи несколько десятилетий на руководящих постах. Потенциал этой земли неисчерпаем. Необходимо отметить, что администрация края придает особое значение развитию Хатангского поселения: предполагается разработка целого комплекса программ по дальнейшему развитию в области геологии, сельского хозяйства, туризма, а также научных исследований. Хатангчане, как и глава поселения Сергей Зверев, руководитель администрации Наталья Клыгина, уверенны, что большое будущее у Хатанги – это реальность. Пусть же укрепится вера в благодатные перемены, в добрые времена, и пусть это сбудется!

Хатанга и Хатангскиое поселение могут представлять большой интерес для туризма, для его развития. Село примечательно уже самим своим географическим положением: занимает место под Солнцем на 72-ом градусе северной широты, далеко за пределами полярного круга, что обуславливает общие для Севера явления: полярную ночь с северным сиянием и морозами до 55 градусов, полярный день с незакатным солнцем и белыми ночами, с обворожительным северным небом. По мнению художников, посещавших Хатангу, такие краски, цвета, такой простор, диагональное расположение облаков, такие переливы света можно увидеть только здесь. И почувствовать небо. Оно живет, дышит. Северной заре по богатству красок нет равных. Цветовое и тональное состояние меняется так быстро, что человек бессилен перед природной палитрой: ее невозможно запомнить и изобразить.

В нашем северном "далеке" много удивительных вещей. Уникален и привлекателен сам простор Хатангского края. Своим величием, девственностью, неподражаемой северной экзотикой. По-настоящему это можно ощутить только здесь, на бескрайних тундровых просторах, не обремененных последствиями промышленной деятельности. В силу ландшафтного и экосистемного разнообразия Хатангский край перспективен для развития туризма экологического, этнографического, охотничьего и научно- познавательного характера. Здесь обитают эндемики и удивительные, редкие птицы и животные, в частности, обворожительная краснозобая казарка, загадочный овцебык, которого причисляют к современникам мамонта. Широкое распространение, как и в зарубежной Арктике, уже получили лыжные походы, "сафари" на оленьих упряжках, снегоходах. Хотя пока они носят весьма эпизодический характер. Особое место занимала Хатанга в осуществлении походов на макушку Земли, являя собой своеобразные ворота на Северный полюс.

Изделие хатангских мастеров
Изделие хатангских мастеров

На просторах тундры работали и работают разнообразные научно-исследовательские экспедиции. По материалам одной из них и создан упомянутый выше Музей холода.

Природа подарила Хатангскому краю еще один уникум – знаменитую Попигайскую астроблему, котловину, находящуюся на его территории. Астроблема сравнительно молодая, как утверждают ученые, ей всего тридцать пять миллионов лет. Она включена в Список геологического наследия ЮНЕСКО.

Попигайский кратер не имеет себе равных в мире. Будучи очень привлекательным объектом для международного сотрудничества, этот уголок Земли видел на своем веку множество экспедиций и имеет большие перспективы как научно-исследовательский центр, открытый и международному научному сотрудничеству. А прекрасные ландшафты дикой природы и общественно-познавательный интерес сделают Попигайскую астроблему одним из привлекательнейших объектов для отечественного и зарубежного туризма.

Уникальность Хатанги не ограничивается только природными благами. Есть у нас немало удивительных рукотворных объектов. Если кому-нибудь посчастливится посетить Хатангу в первой половине года, можно воспользоваться шансом увидеть уникальное сооружение – ледозащитную дамбу, теперь уже единственную в мире. На первый взгляд, ничего особенного: огромный ледяной параллелепипед высотой с трехэтажный дом, тридцать метров в ширину, со слегка скошенными боковыми стенками. Располагаясь перпендикулярно берегу, он на 230 метров врезается вширь реки. Сверху – ровная снежная площадка с вмороженными восемью деревянными столбами, служащими в качестве швартовых налов. Дамба возводится ежегодно с конца 30-х годов - со времен образования речного агентства и служит надежной защитой судам флота во время сокрушительного весеннего ледохода.

Дамба в Хатанге
Дамба

Технология строительства дамбы своеобразна, со множеством профессиональных секретов, требует мастерства, опыта, а главное – душевного отношения мастеров Причем, работы производятся в самые лютые морозы: чем крепче мороз, тем надежней успех. К 31 марта искусственный айсберг готов, он гармонично вписывается в рисунок прибрежного ансамбля Хатанги, терпеливо ожидая своего часа, который наступает в июне. Укрытые за дамбой, "как за каменной стеной" суда стоят в уютном затоне, молча наблюдая, как "тушуются" ледяные поля мимо невозмутимой преграды. Летом в один прекрасный момент разламывается на внушительных размеров ледяные глыбы. Увлекаемые мощным течением реки, они совершают свое трехсоткилометровое путешествие к морю Лаптевых. Короткий век активной жизни дамбы, но его достаточно, чтобы оправдать свое предназначение.

И, наконец, как не восхититься самым северным православным в мире храмом, который уже отметил трехсотлетний юбилей?! Первая Богоявленская церковь на берегах Хатанги возникла на рубеже семнадцатого-восемнадцатого веков. Она и стала самым северным и самым первым на Таймыре. Только великая река и помнит точную дату его рождения. Первое упоминание о церкви относится к 1705 году. Храм стал самым почитаемым строением в поселке и прослужил людям 200 лет. С момента возникновения храма в Хатанге службу совершали иеромонахи Свято-Троицкого Туруханского монастыря. Преодолевая более тысячи километров тяжелого пути в течение нескольких недель, они приходили ежегодно к Рождеству и оставались здесь до Святой Пасхи, затем тем же путем, по еще скованным льдом рекам возвращались в свою обитель. В конце девятнадцатого века священнослужители стали оставаться на постоянную службу. Второе здание церкви было построено в Хатанге в начале двадцатого века, но прослужило по назначению всего несколько десятилетий, в конце семидесятых было разрушено атеистами. Шли годы. Сложное время государственных перемен, метаний, неуверенность в завтрашнем дне требовали выхода и духовной поддержки. По инициативе главы районной администрации Николая Фокина в начале девяностых был заложен фундамент нового храма на самом высоком и красивом месте, на берегу реки. Активное строительство осуществилось в начале нынешнего тысячелетия. Возрожденный Свято-Богоявленский храм стал подарком нам к 375-летию Хатанги. 19 августа 2001 года на Великий праздник Преображения Господня он был освящен его Высокопреосвященством архиепископом Красноярским и Енисейским Владыкой Антонием. В нынешнем году храм отмечает свое 305-летие.

Прекрасно все, чем одарила этот край природа. Замечательно все, что создал здесь своим трудом человек. И все же главное богатство Хатанги – люди. Все эти ингредиенты сформировали мнение одного из иностранных гостей, посетивших наш край. Он сказал, что, если Иисус Христос когда-нибудь спустится с небес на землю, то первое место, которое он посетит, будет Хатанга. Люди, родина которых – Таймыр и те, кто приехав ненадолго, обрели здесь вторую родину, сроднились с ним. Искренность, сердечность, гостеприимство, испокон веков присущие северянам, оказались непреходящими ценностями и в наши сложные дни. И это выгодно отличает живущих здесь людей от «материковских», окунувшихся в суровый, бескомпромиссный мир рыночных отношений. Окунуться после многих месяцев напряженной трудовой деятельности в условиях ставшей нормой конкуренции и жестких отношений в простую теплую атмосферу доброжелательности и бескорыстия, отдохнуть душой – это не так уж мало в наш стремительный век технического прогресса и неодушевленных компьютерных технологий.

Хатангчане уверенно призывают: увидеть и почувствовать спешите!

 

 

21.06.2010г. Н.Ковальчук

Хатанга

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АРКТИЧЕСКИЙ ФОРПОСТ РОССИИ

В Хатанге можно ощутить ослепительную красоту снежного края и простоту нрава жителей наших мест, побывать на Северном полюсе и познакомиться с культурой малых народов Севера!

Наша погода

Авторизация

 

Работа ДПЛ «Егерь» была организована, в с.п. Хатанга, Таймырского (Долганно-Ненецкого) района, Красноярского края  с детьми одной смены в течении реализации всего проекта с 01.06.2015 по 05.09.2016г. На проведение плановых мероприятий лагеря отводилось 30 календарных дней в необходимое по сезону года время и количество отведенных для этого мероприятия дней в связи с климатическими особенностями данной местности, отдаленностью лагеря, бездорожью, отсутствием транспорта.

Количество детей в первой «пилотной» смене составляло 9 человек. Лагерь расположен на охотничьих угодьях «Кыталык», в 23 км на северо-запад от с.п. Хатанга по левому берегу реки Хатанга в устье притока Кулема. Здесь доступна сотовая связь: билайн, мегафон, етк.

Для всестороннего обеспечения жизнедеятельности лагеря использовались строящиеся объекты создаваемого Этно-парка.

 

 

 схема этнопарка

 

Ха́танга — село в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края, один из самых северных населённых пунктов России, порт. Село расположено на реке Хатанге. Центр Хатангского сельского поселения.

Интерес к территориям, прилегающим к Хатангскому бассейну возникает в начале XVII века. В самом начале века был основан Мангазейский острог на реке Таз, откуда началось продвижение русских землепроходцев дальше на Крайний Север. В 1605 году в записях английских купцов впервые встречается упоминание реки «Катанги». В 1610 году состоялась первая крупная поездка торговых и промышленных людей на Таймыр по морю.

{gallery}about/1{/gallery}

Хатанга была основана в 1626 году. Этот год принято считать датой присоединения Хатангского края к России. Ясачное зимовье на Хатанге сменило три названия. Кроме Хатангского ясачного зимовья, находившегося в верховьях Хатанги, существовало второе ясачное зимовье Нос, или Козлово, располагавшееся на месте нынешнего посёлка Хатанга. Оно возникло в 1660—1670 годах. Основной причиной выбора именно этого места стал недоступный для наводнений высокий речной яр, с которого открывается хороший обзор реки. Такие высокие обрывистые полуострова, или мысы, на реках и морях землепроходцы называли «носами» или «носками».

Во второй половине XVII века было учреждено государственное ясачное зимовье. Высокое речное урочище, на котором стоит посёлок Хатанга, долгане и ныне называют «Наско».

По сведениям 1859 года в селе было пять дворов, девять жителей (пять мужского пола, четыре женского), имелась церковь. В Хатанге XIX века основными занятиями были рыболовство и охота. В 1891 году по сведениям священника К. Репьева в Хатанге находилось 6 домов, а также церковный дом и хлебозапасный магазин, в котором хлеба почти не бывало.

В 1918 году до Хатанги дошли вести о свершившейся революции. Хатанге и близлежащим посёлкам грозил голод, так как было нарушено хлебное снабжение (купцы из Дудинки перестали отправлять хлеб для хлебозапасных магазинов). Первым советским органом власти на Таймыре стал Туруханский сельсовет, который принял решение о помощи голодающим. Исполнением этого решения занялся Никифор Бегичев, который, несмотря на отсутствие разрешения властей, самовольно разрешил хатангчанам разобрать запасы хлеба из магазина. В 1922 году была основана фактория «Хатанга», которая способствовала восстановлению торговли и получению жителями товара первой необходимости, хлеба, в обмен на пушнину.

10 февраля 1927 года был основан Хатангский район. При помощи этнографов краевым властям удалось провести первый съезд Родовых Советов Хатангского наслега (волости). На этом съезде был образом тузрик — Хатангский туземный районный комитет. В 1928 году Хатангский район был присоединён к Якутской АССР, хотя экономически он был связан с Туруханским уездом и Таймыром, поэтому через 2 года район был переподчинёнТаймырскому национальному округу. По переписи населения 1927 года в Хатанге насчитывалось 508 хозяйств. В эти же годы в Хатанге начинается восстановление медицины (в селе действовала выездная бригада врачей во главе с доктор Ривво). В 1928 году в селе открылся стационар с двумя койками. С этого же года начинается производство хлеба. В 1929 году усилиями А. А. Васильевой в Хатанге начинает постоянно действовать школа. В 1934 года в Хатанге учредили постоянную гидрометеостанцию.

Расцвет посёлка пришёлся на вторую половину XX века, когда многие специалисты пророчили Хатанге большое будущее.

{gallery}about/2{/gallery}

«Через некоторое время все посёлки-спутники (нефтяников, посёлок геофизической обсерватории) сольются в Большую Хатангу. В конце семидесятых годов институт „Красноярскгражданпроект“ разработал Генеральный план развития и застройки села Хатанги. Намечены будущие улицы и кварталы, которые предполагается застроить пяти-семиэтажными каменными домами. В Хатанге к концу века ожидается увеличение населения до 10-12 тысяч человек».

Вид на Хатангу

Богатый природными ископаемыми Хатангский район многими назывался ресурсной базой севера России. «Будущий Хатангский промышленный район, по мнению учёных, станет одним из главных в освоении богатств Севера. Недра Хатангского района и прилегающей к нему территории содержат рудопроявления цветных и чёрных материалов, сходные с Норильским месторождением, апатиты, нефть, газ, соль, уголь и многое другое. Изучены энергоресурсы Котуя, где уже выбран створ для будущей гидростанции. Хатанга находится в центре этих богатств, вокруг её и начнётся строительство промышленного района». Однако, Троицкий пишет, что как только подсчитали стоимость транспортировки нефти Нордвика, решили, что нефть Западной Сибири будет дешевле.

Хатанга располагается рядом с кратером Попигай, где в 2012 году было обнаружено крупнейшее в мире месторождение импактных алмазов.

snowflake01Климат субарктический.

Погода в Хатанге крайне изменчива, летом возможна жара до +37 °C, в то же время заморозки возможны круглый год. Зима очень суровая и долгая, морозы могут достигать −50 °C и ниже. С декабря по февраль оттепели исключены.

Из-за резко континентального климата абсолютный максимум температуры в селе всего на 1.5 градуса ниже, чем в Москве, и почти равен прежнему абсолютному максимуму температуры в Москве, установленному до июля 2010 года, несмотря на то, что село находится практически на 72 параллели, в субарктическом поясе.

В июле средняя температура около 12,4 °C, в январе в среднем −31.5 градусов. Для зимних месяцев особенно характерны сильные колебания температуры.

Постоянный устойчивый плотный снежный покров в Хатанге в среднем лежит не менее 253 суток в году, наибольшая высота снежного покрова в Хатанге составляет 83 сантиметра. Самой холодной зимой в Хатанге была зима 1978—1979 годов, когда среднемесячные температуры с декабря по февраль были самыми низкими для соответствующих месяцев за всю историю наблюдений, также в эту зиму был установлен абсолютный минимум температуры для декабря и февраля.

olenВ Хатанге находится администрация государственного природного биосферного заповедника «Таймырский» — одного из крупнейших в России. Заповедник был создан в 1979 году.

Таймырский заповедник имеет кластерный характер и состоит из 4 участков. Площадь 2 719 688 га, в том числе: основная тундровая территория — 1 324 042 га, участок «Ары-Мас» 15 611 га, участок «Лукунский» — 9 055 га, экспериментальный полигон «Бикада» для охраны акклиматизируемой популяции овцебыка — 937 760 га и арктический филиал — 433 220 га, включает 37 018 га морской акватории моря Лаптевых.

О Хатанге

Ха́танга — село в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края, один из самых северных населённых пунктов России, порт. Село расположено на реке Хатанге. Центр Хатангского сельского поселения.Интерес к территориям, прилегающим к Хатангскому бассейну возникает в начале XVII века. В самом начале века был основан Мангазейский острог на реке Таз, откуда началось продвижение русских землепроходцев дальше на Крайний Север. В 1605 году в записях английских купцов впервые встречается упоминание реки «Катанги». В 1610 году состоялась первая крупная поездка торговых и промышленных людей на Таймыр по морю.

Подробнее

Где находится